Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



«ИСКУССТВО»

Текущий контроль:устный опрос, проверка тетрадей, проверка сообщений, защита докладов и рефератов, тестирование.

 

Перечень точек рубежного контроля Охват тем (указать номера тем, подлежащих контролю) Форма контроля
1. Контрольная работа   Раздел 5. Искусство Средних веков. Тема 5.3. Искусство западноевропейского средневековья Тема 5.4. Музыка, литература и театр Средних веков. Тестирование

Итоговый контроль по дисциплине: экзамен

Вопросы к экзамену:

1.Виды искусства

2. Выразительные средства видов искусств

3. Искусство древнего мира.

4. Искусство Древнего Китая

5. Искусство Древнего Египта.

6. Античное искусство. Искусство Древней Греции

7. Искусство Древнего Рима

8. Особенности художественной культуры Средних веков

9. Музыка, литература и театр европейского средневековья

10.Выдающиеся достижения арабо-мусульманской архитектуры

11.Религиозные и философские основы арабо-мусульманской литературы

12.Гуманизм в культуре эпохи Возрождения

13.Выдающиеся представители Раннего Возрождения и их произведения

14.Выдающиеся представители Высокого Возрождения и их произведения

15.Выдающиеся представители Позднего Возрождения и их произведения

16.Искусство Древней Руси

17.Западноевропейская музыка в эпоху Нового времени

18.Западноевропейская литература и театр в эпоху Нового времени

19.Русская классическая музыка 19 века

20. Романтизм и реализм в западноевропейской литературе 19 века

21. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века

22. Романтизм и реализм в западноевропейской живописи 19 века

23.Романтизм и реализм в русской живописи19 века

24. Основные направления и стили в искусстве

25. Западноевропейская живопись на рубеже 19-20 вв.

26. «Серебряный век» в русской культуре.

27.Массовое и элитарное искусство.

28. Общая характеристика искусства 20 века. Новые виды искусства.

29. Искусство Республики Татарстан.

 

ГЛОССАРИЙ

Авангардизм (с франц. передовой отряд) – название ряда художественных течений, стремившихся к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию. Принципы абстракционизма восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.

Аве Мария(лат. радуйся, Мария) – католическая молитва, а также музыкальное произведение, написанное на канонический или свободный текст, включающий обращение к Деве Марии.

Авиценна– ученый, философ, врач, музыкант. Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».

Акмеизм – течение в русской поэзии начала ХХ века, возникшее как реакция на кризис символизма. Акмеисты требовали вернуть поэтическому слову определенность, точность значения, конкретную образность.

Алеаторика - направление музыкального искусства, основывающееся на принципе случайности, на субъективном отношении исполнителя к нотному тексту.

Аллегория (гр. иносказание) – изображение отвлечённого понятия или идеи с помощью образа. Например, таки общие идеи, как сила, правосудие, мудрость изображаются в виде живых существ: лев олицетворяет силу женщина с весами в руках - в руках правосудие змея – мудрость. За такими образами условно закрепляется традиционное содержание в мифологии, религии, литературе.

Алтарь (лат. высокий) – первоначально у древних народов место для жертвоприношения. В дальнейшем – восточная часть христианского храма, где находится престол или архитектурное сооружение в честь богов или умерших героев (например, Алтарь Победы в Древнем Риме). В православных храмах алтарь отделён иконостасом.

Ампир (франц. империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период правления Наполеона I. Для ампира характерно парадное великолепие, богатство лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и военную силу. В основе стиля лежит опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта. К самым знаменитым зданиям в стиле ампир относятся: арка Главного штаба (арх. К.И.Росси), здание Адмиралтейства (арх. А.Захаров) в Санкт-Петербурге.

Амулет – художественное изделие из стекла, металла или камня, которому приписывалась способность охранять его владельца от воздействия тёмных сил (то же, что талисман).

Амфитеатр – 1. в древнегреческом театре - места для зрелищ, расположенные полукругом на склоне холмов. 2. в древнеримской архитектуре – круглая или овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме).

Амфора – древний глиняный или металлический сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками. Практическое предназначение амфор не мешало им быть и предметами искусства: они украшались росписями.

Антаблемент – система верхних горизонтальных частей здания, поддерживаемая колоннами.

Андерграунд – художественные направления в современном искусстве. Для него характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций; нередко наблюдается эпатаж публики, бунтарство.

Античность – (лат. древний) - история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропоцентризм– 1. наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, природы, предметов, а также представление богов в человеческом образе; 2. воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апокриф (гр. тайный) – вероучительные писания первых веков христианства, которые не причислены к каноническим текстам.

Арабеска(франц.арабский)– вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений, завитков и стилизованных листьев, цветов, надписей, получивший распространение в европейском искусстве под влиянием арабских образцов.

Арка (лат. дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

Архаика (греч. древний) – ранний этап в развитии древних государств.

Базилика (лат. царский дом) – здание вытянутой прямоугольной формы, разделённое на несколько продольных нефов рядами колонн (средний неф выше боковых). В Древнем Риме в форме базилики строили судебные, торговые здания и христианские храмы.

Балет– вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет зародился во Франции в XVI веке.

Барды: –

1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (Ирландии, Уэльса и Шотландии);

2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен.

Барельеф (фр. низкий рельеф) – выпуклое скульптурное изображение , выступающее над плоскостью фона не больше, чем на половину своего объёма.

Барокко (итал. причудливый) - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны: грандиозность, пышность и динамика; патетическая приподнятость; пристрастие к эффектными зрелищам; совмещение иллюзорного и реального; сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Батик – техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Роспись в этой технике издавна известна у народов Индонезии, Индии и других стран. В Европе – с ХХ века.

Биг-бэнд – характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определенным составом инструментов. Численность музыкантов – 10–20 человек. Развитие биг-бэнда началось в 1920-е годы, на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Блюз – первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в начале ХХ века, один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.

Боди-арт (англ. искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.

Буддизм – наиболее древняя мировая религия, распространенная во многих странах Востока, названная по имени ее создателя Будды. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих. Каждый, кто исповедует буддизм, должен соблюдать пять обязательных условий: не лгать, не красть, не причинять вреда ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств и алкоголя. В буддизме сильно развит индивидуальный культ. Он заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.

Буколический стиль (гр. пастушеский) – античный стиль в изображении сцен сельской жизни.

Вазопись – декоративная (орнаментальная или изобразительная) роспись сосудов, выполняемая чаще всего керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.

Ваганты (лат. бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII–XIII века – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

Ватикан– государство-город в пределах Рима. Население около одной тысячи человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы – Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры и искусства.

Веды – древнейшие памятники индийской литературы; состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

Веризм – реалистическое направление в искусстве XIX века, близкое к натурализму. Характерно правдивое изображение повседневной жизни, темных сторон жизни бедноты, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнут эмоциональный стиль.

Викинги – участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце VIII–середине XI века в страны Европы. На Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами. В IX веке захватили Северо-Восточную Англию, в X – Северную Францию (Нормандия).

Викторианский стиль – стиль английского искусства второй половины 19 века ретроспективного направления, соединяющей элементы английской готики и французского рококо. По времени совпадает с правлением английской королевы Виктории.

Витраж (франц. оконное стекло) – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Вишну - в ведической религии – божество; в брахманизме и индуизме - великий Бог-охранитель.

Вольтерианствотермин появился в XVIII веке, означает скептическое или отрицательное отношение к господствовавшей официальной религии, а иногда и к политическому строю.

Гаудеамус– (лат. будем радоваться) – название студенческой песни на латинском языке, возникшей в Средние века.

Гедонизм– направление в эстетике, утверждающее наслаждение, удовольствие как основной мотив человеческого поведения, как высшую цель деятельности.

Готика (от названия германского племени готов) – художественный стиль (преимущественно архитектурный), зародившийся в 12 веке во Франции, позднее распространившийся по всей Западной Европе: готическое зодчество характеризируется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму.

Гравюра– вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами.

Гимн - торжественная хвалебная песня.

Гуманизм – 1. человеколюбие, сострадательность; 2. признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как течение общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности на всестороннее развитие, сложилось в эпоху Возрождения.

Джаз – вид музыкального искусства, сложившийся в конце 19 века в США в результате процесса профессионализации и урбанизации негритянского музицирования под влиянием разнонациональной музыки европейского происхождения. Прошел несколько этапов художественно-стилевой эволюции, достигнув уровня высокопрофессионального искусства, перешагнувшего национально-этнические рамки и получившего распространения во всем мире.

Дизайн – вид художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов. В узком смысле – художественное конструирование.

Дирижер – от французского «управлять, руководить» - музыкант, управляющий оркестром или хором.

Диссонанс – резкое, неблагозвучное звучание в музыке.

Дифирамб – вид торжественной лирики в древнегреческой поэзии; песня восторженно-прославляющего характера, схожая с одой, гимном.

Драматизм – напряженность, конфликтность.

Драматургия – композиция, построение, структура произведения, взаимосвязь частей или разделов, объединенных сквозным (непрерывным) развитием.

Духовная музыка – музыка, написанная на религиозные сюжеты и темы.

Духовность – внутренняя, интеллектуально-нравственная сущность человека.

Жанр (фр. – род, вид) – подразделение каждого вида искусства по определенным признакам. (Симфонический, оперный, камерный, песенный жанры).

Имидж – представление о вещах и людях, формируемое зачастую специальными средствами (СМИ, реклама).

Имитация – повторение темы или мотива, появившегося в одном голосе в точном или обратном воспроизведении другими голосами.

Импрессионизм – с французского – впечатление - художественное направление в живописи и в музыке, зародившееся на рубеже 19-20 веков, характеризующееся стремлением к передаче тончайших субъективных ощущений художника, его мимолетных впечатлений и настроений.

Индуизм – распространенная в Индии религия, главные течения которой основаны на культе богов Вишну и Шивы.

Интерпретация – необходимый элемент процесса художественного творчества и восприятия произведений искусства; творческое раскрытие, истолкование исполнителем или исполнителями замысла художественного произведения.

Искусство – творческое воспроизведение действительности в художественных образах; совокупность различных видов художественного творчества – литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, танца и др.

Ислам – монотеистическая религия, одна из мировых религий, её последователи – мусульмане. Основные догматы – поклонение единому богу – всемогущему Аллаху и почитание пророка Мухаммеда.

Камерно-инструментальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения небольшим составом инструментов – трио, квартетом, квинтетом.

Канон – музыкальная форма, при которой несколько голосов исполняют одну и ту же музыкальную тему, мелодию в строгой последовательности друг за другом.

Кантата – многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера.

Карма – одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий.

Катарсис – термин античной эстетики, обозначавший духовное очищение, просветление; эмоциональное потрясение от произведения искусства.

Киноискусство – вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусства в 20 в. Относится к так называемым «техническим искусствам», так как предпосылкой его явилось возникновение кинематографа – системы фотографического запечатления реальности в её движении, предназначенного для проекции на большой экран, в расчете на совместное восприятие многими людьми одновременно.

Китч – специфическое явление, относящееся к самым низшим пластам массовой культуры, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивизмом, рассчитанным на внешний эффект.

Коллаж – технический прием, широко использовавшийся в практике кубистов, дадаистов, футуристов, который заключается в введении в произведение изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету предметов: обрывков газет, афиш, обоев и так далее. В широком смысле – это включение с помощью монтажа литературы, театра, кино, живописи, музыки, разностилевых объектов или тем для усиления общего эмоционального воздействия.

Классик – выдающийся общепризнанный деятель искусства или науки, труды которого сохраняют своё значение в веках.

Кода – заключительный, итоговый раздел музыкального произведения.

Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его составных частей.

Консонанс – сочетание двух или нескольких звуков, образующих благозвучное согласованное звучание.

Конфликт – противоборство основных художественных образов.

Концептуализм – одно из ведущих направлений современного искусства. Концептуалисты считают, что единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций. Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано придумать её. От художника не требуется вечных творений. Главное – передать ощущение настоящего времени. Поскольку важно не само изображение, а его смысл.

Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовка какого-либо художественного произведения.

Концерт – крупное музыкальное произведение из нескольких частей для какого-либо инструмента соло и оркестра.

Критерий – с греческого - «средство для суждения» - признак, на основании которого производится оценка художественного произведения.

Кубизм – направление в изобразительном искусстве, отказавшееся от сюжетного подхода, ограничившись разработкой формальных задач. Были разработаны новые формы многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающих плоскостей, сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных, диагональных осей. Объект изображается одновременно с многих точек зрения, как композиция геометрических форм.

Лейтмотив – (ведущий мотив) - музыкальная тема, которая появляется неоднократно на протяжении всего произведения (оперы, балета, симфонии) и которая является музыкальной характеристикой какого-либо образа.

Либретто – краткое литературное изложение содержания оперы, балета.

Лирика – музыкальные произведения, передающие разнообразные эмоциональные человеческие переживания.

Магия – совокупность обрядов и заклинаний, считающихся чудодейственными и призванными воздействовать на природу, животных, людей.

Магнификат – хоровое песнопение, исполняемое в католической церкви. Значение слова «магнификат» - «возвеличивает».

Мадригал – дословно: песня на материнском языке; двух, трехголосная песня из коротких куплетов с припевом в эпоху Раннего Возрождения (XIV век).

Мазурка – польский народный танец с острым и четким ритмом.

Массовая культура – разновидность культуры 20 в., синоним поп-культуры, индустрии развлечений. Зачастую сознательно распространяет ею духовные и материальные ценности на усредненный уровень развития массовых потребителей.

Менуэт – старинный французский придворный танец в умеренном движении, в размере 3\4; иногда менуэт представляет собой отдельную часть крупного произведения (сонаты, симфонии).

Месса – многочастное циклическое хоровое произведение католической литургии.

Метод – способ достижения художественной цели, путь познания.

Миф – рассказ о событиях, где объективное сливается с субъективным, реальное с фантазией (о происхождении жизни, о богах, и др.)

Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е годы 20 в. как отражение массового и индивидуального сознания.

Нирвана – центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Ноктюрн – с французского - «ночной» - небольшое лирическое музыкальное произведение.

Обработка – видоизменение музыкального произведения путем гармонизации, аранжировки.

Опера – музыкально-сценическое произведение, сочетающее вокальную музыку (сольную, ансамблевую, хоровую) с музыкой инструментальной и драматическим действием.

Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, написанное на драматический сюжет, предназначенное для концертного исполнения.

Ордерная система – универсальный архитектурный язык, в которой последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Главные ордера в Древней Греции – дорический, ионический, коринфский.

Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для хора, оркестра, ансамбля, в которой сведены все партии отдельных голосов и инструментов.

Пассакалия – полифонические вариации.

Патетическая – волнующая, страстная, полная чувств.

Первобытное искусство – искусство первобытного общества. Место его нахождения – пещеры и скалы, там и были обнаружены самые древние произведения искусства – настенные изображения животных, глиняные фигурки.

Персонализм – философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.

Пентатоника – пятиступенный лад, характерный для татарской музыки.

Полифония – «многозвучие» - многоголосная музыка.

Полонез – танец польского происхождения, носящий характер торжественного и бравурного шествия.

Поп-арт – одно из течений искусства модернизма. Возникло, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм.

Прелюдия – первоначально была вступлением к хоралу, фуге; в дальнейшем самостоятельное инструментальное произведение.

Программная музыка – музыкальные произведения, имеющие какие-либо пояснения относительно содержания (название, наличие литературного сюжета, эпиграфа).

Пролог – вводное действие, изображающее события, предшествующие событиям основным.

Просвещение – идейно-культурное течение 17-18 веков, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в жизни человеческого общества.

Разработка – основной раздел сонатной формы, в котором тематический материал, данный в экспозиции, активно разрабатывается, варьируется, изменяется, развивается; функция этого раздела - привести столкновение основных образов и тем через напряженное развитие к высшей точке, т.е. кульминации.

Рапсодия – пьеса на темы народных песен и танцев или на темы в народном духе. По- гречески «рапсод» - певец, сказитель.

Регтайм – форма танцевальной музыки американских негров, один из предшественников джаза.

Реквием – музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Речитатив – вокальная форма в опере, по ритмике и интонациям приближающаяся к выразительной речи, декламации.

Ритм – временная организация музыки.

Рок-музыка – тип современной молодежной музыкальной культуры, сложившейся на основе рок-н-ролла и бит музыки. Возникла в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде молодежи, а затем была интегрирована коммерческой поп-культурой. Ведет своё происхождение от негритянского городского фольклора, ритм-энд-блюза, музыки кантри.

Романс – вокальное произведение для голоса с сопровождением; по сравнению с песней пишется в более свободной форме с детальным воплощением в музыке литературного текста; аккомпанемент в романсе, дополняя поэтические образы, выступает как равноправный участник ансамбля.

Романский стиль – стиль средневекового западно-европейского искусства 10-12 веков, в котором главная роль отводилась суровой, крепостного характера, архитектуре: замки, церкви, монастырские комплексы.

Романтизм – художественный метод, состоящий в стремлении противопоставить образы и сюжеты, рожденные мечтой художника образам или явлениям реальной действительности.

Рондо – музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются новые разделы – эпизоды.

Рубаи – в восточной поэзии афористическое четверостишие с рифмовкой а а б а. а а а а.

Сага – один из видов исландской и норвежской литературы: историческая или героическая повесть, рассказ, сказание, написанное прозой со стихотворными вставками.

Сентиментализм – (фр. чувство) – художественное течение, характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, чрезмерной чувствительностью в его изображении.

Симфоническая поэма – одночастное произведение свободной формы с поэтическим подзаголовком, обозначающим характер её музыкальных образов.

Симфония – крупное оркестровое произведение, состоящее из 3-4 контрастных частей, объединенных общим художественным замыслом (соната для оркестра).

Синкретический – слитный, неразрывный, целостный.

Скерцо – (шутка) – небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе; может являться отдельной частью крупного произведения (симфонии, сонаты).

Соната – инструментальное произведение, составленное из нескольких контрастирующих частей (3-4), объединенных общим художественным замыслом.

Социальный – от латинского «общество» - общественный.

Стиль – совокупность художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве композитора, художника, писателя.

Ступа – буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. Ступы бывают полусферической, башнеобразной, квадратной, ступенчатой формы.

Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви; 2. Знания, оторванные от жизни, построенные на отвлеченных рассуждениях.

Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом.

Сюрреализм – направление в искусстве 20 века, опирается на философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные учения, фрейдизм. Сюрреалисты призывают к освобождению оков человеческого «Я» от материализма, логики, разума, морали. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного и искусство призвано вывести их оттуда.

Табу – запрет, накладываемы на какое-либо действие, слово, предмет.

Тема в музыке – основная мелодическая мысль; символ художественного образа.

Тембр – специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

Тенденция – направленность во взглядах или действиях, склонность, стремление к чему-либо.

Творческое воображение – способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать художественные восприятия и представления.

Токката – инструментальное произведение быстрого, равномерно-четкого движения.

Трубадуры – средневековые певцы-поэты 11-13 вв., разрабатывающие любовно-рыцарскую тематику.

Увертюра – 1.музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, в котором сжато излагается основная мысль, идейный замысел произведения; 2.законченное музыкальное произведение для оркестра в одной части (концертная увертюра).

Фактура – способ изложения, «устройство» музыкальной ткани, совокупность её элементов: мелодии, аккомпанемента, баса, средних голосов и т.д.

Фовизм – направление в живописи 20 века, характерные черты которого: повышенная светоносность, выразительность цвета, организация художественного пространства только с его помощью. Отсутствие традиционной светотеневой моделировки, стремление к гармонизации выразительных и декоративных средств цвета в единой композиции.

Фольклор – англ. «народная мудрость» - принятое в международной научной терминологии название народного творчества.

Фуга – высшая форма полифонической музыки, построена на принципе имитации, т.е. на последовательном повторении разными голосами одной темы.

Хорал – хоровое церковное песнопение.

Художественность – мера эстетической ценности произведений искусства.

Художественный вкус – способность человека оценивать произведения искусства с позиций идеала.

Художественный метод – система принципов, управляющих процессом создания произведений искусства.

Художественный стиль – единство образной системы и приемов художественного выражения в искусстве.

Церковная символика – наделение символическим смыслом чисел как меры вещей; розы, оливы, ландыша, фиалки как олицетворение Девы Марии; грозди винограда - Иисуса Христа, пролившего кровь за людей; ореха – Христа, божественности, покрытой плотью; пепла – раскаяния; фитиля, воска, и огня – души и смирения и т.д.

Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Шлягер – эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время.

Шедевр – образцовое произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства. В средних веках так называлось изделие, представленное для получения звания мастера.

Экзистенциализм – философское направление, которое стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененность субъекта и объекта в процессе переживания, экзистенции.

Экспозиция – один из разделов сонатной формы, в которой дается первоначальное изложение (показ) основных музыкальных тем; выставка произведений искусства.

Экспрессионизм – художественное направление в искусстве, мировоззренческой основой которого были отвлеченность, неприятие мира, нервная острота художественных образов, присутствие мистики и тяготение к абстракции.

Элитарная искусство – искусство, ориентированное на небольшую группу людей обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они оцениваются как лучшая часть его общества, его элита.

Эллинизм – поздний период античности, представлял собой синтез греческой и местной восточной культур.

Эпоха – с греческого «остановка» - конкретный исторический отрезок времени, характеризующийся определенными политическими и культурно- художественными особенностями.

Эстетика – наука о сущности и формах прекрасного в искусстве и действительности; красота, художественность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.