Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные положения национальной градостроительной доктрины.



градостроительная политика — это совокупность решений органов государственной власти и (или) местного самоуправления, определяющих цели, принципы и характер градостроительной деятельности, порядок ее регулирования, меры установления и обеспечения соблюдения этого порядка.

 

государственная градостроительная доктрина — это научно обоснованное представление о характере (целях, принципах и средствах формирования и проведения) градостроительной политики, получившее статус официального акта государства.

 

Реализация положений государственной градостроительной доктрины должна обеспечиваться системой правовых и организационных средств формирования и проведения градостроительной политики.

 

 

Правовые основы проведения градостроительной политики обеспечиваются разработкой, принятием и контролем соблюдения положений соответствующих правовых и нормативных документов (градостроительный кодекс; правовые и подзаконные акты, конкретизирующие его положения в системе административного и гражданского права).

Градостроительный кодекс, в конечном счете, должен представлять собой систему законов, устанавливающих на профессиональной основе:

определение согласованных между собой требований к каждому из видов градостроительной деятельности (территориальное планирование каждого из его уровней; градостроительное проектирование; разработка правил землепользования и застройки; нормативное обеспечение; информационное обеспечение; проведение изысканий, разработка научных основ градостроительной политики, управленческая деятельность и др.);

порядок обеспечения согласованного регулирования градостроительной деятельности всех территориальных уровней собой и между различными субъектами градостроительного права на каждом из уровней;

средства поддержания высокого уровня профессионализма в градостроительной деятельности;

права, обязанности и ответственность каждого из участников градостроительной деятельности и пользователей ее результатов.

Организационные основы проведения градостроительной политики включают в себя подготовку, согласование, утверждение, мониторинг и контроль реализации градостроительных решений, принимаемых посредством разработки документов территориального планирования и градостроительного проектирования, которые обеспечивается деятельностью:

органов власти, уполномоченных формировать и проводить градостроительную политику на профессиональной основе;

профессиональных организаций, разрабатывающих документы территориального планирования и градостроительного проектирования;

изыскательских и научно-исследовательских организаций, обеспечивающих разработку документов территориального планирования и градостроительного проектирования необходимой исходной информацией, методологией, методиками и технологиями;

информационных служб, проводящих мониторинг состояния и условий использования территории; сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для формирования и проведения градостроительной политики;

инвесторов, застройщиков и кредитно-финансовых организаций, участвующих в обеспечении подготовки и реализации градостроительных решений;

проектных архитектурно-строительных, строительных и строительно-монтажных организаций, конкретизирующих и реализующих градостроительные решения.

 

 

Для проведения эффективной градостроительной деятельности необходим документ, в котором излагаются основные положения градостроительной политики по всем градостроительным подсистемам, в нем должны быть сформулированы главные проблемы, подлежащие решению, целевые установки и качественные ориентиры развития поселений и территорий. Национальная градостроительная доктрина занимает промежуточное положение между межгосударственными программными документами, определяющими глобальную стратегию общественного развития, и национальными, региональными и местными программами в области градостроительства.
Документы, закрепляющие положения государственной градостроительной политики, являются обязательными в странах Европы. Например, в Германии это Директивы в области регионального планирования, в Польше — Концепция политики пространственной организации страны. Следует обратить внимание и на наличие такого документа, как Концепция пространственной организации Европы — “Европа 2000: директивы развития объединенных территорий. Коммюнике Комиссии европейского объединения” (1991 г.), определяющего согласованную политику европейских стран в области расселения, развития транспортных коммуникаций, оптимизации использования пространства.

Разработка национальной градостроительной доктрины ведется в России.
Национальная градостроительная доктрина должна отвечать следующим требованиям:
— включать четко сформулированные цели и приоритеты градостроительного развития;
— отражать причинно-следственные взаимосвязи между целями градостроительного развития и проблемами, требующими решения;
— обеспечивать согласованность целей градостроительного развития и социальных, экономических, экологических целей развития общества;
— обеспечивать приоритет общественных интересов над частными и корпоративными интересами;
— обеспечивать понятность и “прозрачность” действий и намерений властей, выполнение которых можно проверить;
— обеспечивать согласованность и преемственность действий всех ветвей власти и органов управления при реализации положений градостроительной доктрины.
Обеспечение согласованности и единой целевой направленности действий всех участников градостроительной деятельности

Основное назначение национальной градостроительной доктрины — сформировать целостную, четко выраженную градостроительную политику государства по пространственной организации территории страны, развитию систем расселения, городских и сельских поселений, управлению процессами урбанизации, миграции.
Градостроительная доктрина направлена на повышение эффективности государственного управления в области градостроительства за счет взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, профессиональных институтов и общественных объединений, средств массовой информации, граждан.

В настоящее время процессы в этой сфере происходят стихийно, отличаются нескоординированностью действий ее участников, отсутствием упорядоченной системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них, что сдерживает вовлечение земли и другой недвижимости в хозяйственный оборот и приводит к недополучению значительных объемов финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней.
Землепользование, базирующееся на функциональном зонировании, правовом градостроительном регламенте, наличии обременений, ограничений при застройке, проводится через градостроительную документацию — генеральные планы городов и поселений, проекты планировки, застройки, межевания, а также правила землепользования и застройки.

Любые инвестиционные проекты строительства и реконструкции начинаются с оценки местоположения объектов, их технического состояния, разрешенных видов их использования, условий правового режима землепользования, правового градостроительного регламента, условий налогообложения земли и иной недвижимости. В свою очередь, налогообложение базируется на материалах градостроительных кадастров и технического учета объектов недвижимости и является важнейшим ресурсом развития налогооблагаемой базы.

Градостроительство включает все указанные направления, что и делает его одним из ключевых элементов инвестиционной политики и экономического развития страны. Необходимо обеспечение государственной поддержки реализации важнейших направлений градостроительной деятельности национального, межрегионального и регионального значения.

 

( По Г. А. ПОТАЕВУ)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.