Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации к составлению психологической характеристики личности ученика



 

Основная цель психологической практики - выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний.

Эта цель может достигаться несколькими путями, но наиболее эффективный путь - изучение личности школьника и составление его характеристики с целью выработки рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ученика.

Поэтому студенты получают следующее задание - изучить личность школьника и составить его психологическую характеристику с использованием научно-психологических методов, включая наблюдение, описание и анализ педагогических ситуаций (кейсов), диагностические методики выявления психологических особенностей личности, ее места и роли в коллективе, уровня притязаний, познавательной деятельности и др.

Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений психологии человека, психологии развития, педагогической и социальной психологии.

Схема характеристики включает в себя различные пункты, раскрытие каждого из которых предполагает осуществление работы по психологической диагностике определенных структурных элементов личности учащегося. Это достигается путем изучения личности с использованием психодиагностических методов.

Каждый пункт характеристики снабжен указанием на конкретные методы, которые необходимо использовать. Основные методы: 1) наблюдение, 2) тесты, 3) опросы (анкеты), 4) кейсы (анализ ситуаций).

Важным методом изучения личности школьника является наблюдение. Наблюдение следует проводить в разных ситуациях: на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Наблюдению подлежат различные движения, высказывания ученика, манера общения со сверстниками и взрослыми, поведение вне школы и т.д. Во внешних проявлениях ученика студенту-практиканту надлежит увидеть психологический смысл, психологическую сторону действия, поведения, т.е. обнаружить мотивы, цели поведения, особенности характера, воли, чувств, особенности внимания, памяти и т.д. В общем, наблюдаемый акт поведения следует анализировать и оценивать в единстве его внутреннего (психологического) и внешнего (моторного) проявления.

В ходе наблюдения за личностью ребенка практикант формулирует свои исследовательские гипотезы относительно мотивов, психологических причин поведения школьника. Для проверки гипотезы, он выборочно может исследовать отдельные стороны личности школьника.

Кроме наблюдения, следует использовать методики (опрос и тесты).

Выбор методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. Студент должен использовать не менее 3 методик, направленных на изучение разных сторон личности ученика (например, 1 методика исследования познавательной сферы личности, 1 методика исследования эмоционально-волевой сферы личности, 1 методика исследования мотивационной сферы и направленности личности). Результаты анализа полученных данных должны быть органично включены в характеристику со ссылками на проведенные методики.

Схема







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.