Здавалка
Главная | Обратная связь

Жизненный цикл программного продукта

Программы любого вида характеризуются жизненным циклом, состоящим из от­дельных этапов:

a) маркетинг рынка программных средств, спецификация требований к программному продукту;

b) проектирование структуры программного продукта;

c) программирование (создание программного кода), тестирование, автономная и комплексная отладка программ;

d) документирование программного продукта, подготовка эксплуатационной и технологической документации;

e) выход на рынок программных средств, распространение программного продукта;

f) эксплуатация программного продукта пользователями;

g) сопровождение программного продукта;

h) снятие программного продукта с продажи, отказ от сопровождения. На рис. 8.6 изображены этапы жизненного цикла и показаны их временное соответст­вие друг другу. Рассмотрим содержание отдельных этапов жизненного цикла.

Рис. 8.6.Этапы жизненного цикла программного продукта

Маркетинг и спецификация программного продукта предназначены для изучения требований к создаваемому программному продукту, а именно:

• определение состава и назначения функций обработки данных программного про­дукта;

• установление требований пользователя к характеру взаимодействия с программнымпродуктом, типу пользовательского интерфейса (система меню, использование мани­пулятора мышь, типы подсказок, виды экранных документов и т.п.);

• требования к комплексу технических и программных средств для эксплуатации про­граммного продукта и т.д.

На данном этапе необходимо выполнить формализованную постановку задачи.

Если программный продукт создается не под заказ и предполагается выход на рынок программных средств, маркетинг выполняется в полном объеме: изучаются программные продукты-конкуренты и аналоги, обобщаются требования пользователей к программному продукту, устанавливается потенциальная емкость рынка сбыта, дается прогноз цены и объема продаж. Кроме того, важно оценить необходимые для разработки программного продукта материальные, трудовые и финансовые ресурсы, ориентировочные длительности основных этапов жизненного цикла программного продукта.

Если программный продукт создается как заказное программное изделие для опреде­ленного заказчика, на данном этапе также важно правильно сформулировать и документи­ровать задание на его разработку. Ошибочно понятое требование к программному продукту может привести к нежелательным результатам в процессе его эксплуатации.

Проектирование структуры программного продукта связано с алгоритми­зацией процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структу­ры программного продукта (архитектуры программных модулей), структуры информационной базы (базы данных) задачи, выбором методов и средств создания про­грамм — технологии программирования.

Программирование, тестирование и отладка программ являются технической реализацией проектных решений и выполняются с помощью выбранного ин­струментария разработчика (алгоритмические языки и системы программирования, инстру­ментальные среды разработчиков и т.п.).

Для больших и сложных программных комплексов, имеющих развитую модульную структуру построения, отдельные работы данного этапа могут выполняться параллельно, обеспечивая сокращение общего времени разработки программного продукта. Важная роль принадлежит используемым при этом инструментальным средствам программирования и отладки программ, поскольку они влияют на трудоемкость выполнения работ, их стои­мость, качество создаваемых программ.

Документирование программного продукта является обязательным видом работ, выполняемых, как правило, не самим разработчиком, а лицом, связанным с распространением и внедрением программного продукта. Документация должна содержать необходимые сведения по установке и обеспечению надежной работы программного продукта, поддерживать пользователей при выполнении функций обработки, определять порядок комплексирования программного продукта с другими программами. Успех распро­странения и эксплуатации программного продукта в значительной степени зависит от каче­ства его документации.

На машинном уровне программного продукта, как правило, создаются:

• автоматизированная контекстно-зависимая помощь (HELP);

• демонстрационные версии, работающие в активном режиме по типу обучающих сис­тем (электронный учебник) или пассивном режиме (ролик, мультфильм) — для демон­страции функциональных возможностей программного продукта и информационной технологии его использования.

Выход программного продукта на рынок программных средств связан с организацией продаж массовому пользователю. Этот этап должен по возможности быть коротким, для продвижения программных продуктов применяются стан­дартные приемы маркетинга: реклама, увеличение числа каналов реализации, создание ди­лерской и дистрибьютерной сети, ценовая политика — продажа со скидками, сервисное обслуживание и др.

Требуется постоянная программа маркетинговых мероприятий и поддержки про­граммных продуктов. Как правило, для каждого программного продукта существует своя форма кривой продаж, которая отражает спрос (рис. 8.7).

Вначале продажа программного продукта идет вверх — возрастающий участок кри­вой. Затем наступает стабилизация продаж программного продукта. Фирма-разработчик стремится к максимальной длительности периода стабильных продаж на высоком уровне. Далее происходит падение объема продаж, что является сигналом к изменению маркетинго­вой политики фирмы в отношении данного программного продукта, требуется модифика­ция данного продукта, изменение цены или снятие с продажи.

 

 

Рис. 8.7. Кривая продаж программного продукта

Эксплуатация программного продукта идет параллельно с его сопро­вождением, при этом эксплуатация программ может начинаться и в случае отсутствия со­провождения или продолжаться в случае завершения сопровождения еще какое-то время. После снятия программного продукта с продажи определенное время также может выпол­няться его сопровождение. В процессе эксплуатации программного продукта производится устранение обнаруженных ошибок.

Снятие программного продукта с продажи и отказ от со­провождения происходят, как правило, в случае изменения технической политики фирмы-разработчика, неэффективности работы программного продукта, наличия в нем не­устранимых ошибок, отсутствия спроса.

Длительность жизненного цикла для различных программных продуктов неодинакова. Для большинства современных программных продуктов длительность жизненного цикла измеряется в годах (2-3 года). Хотя достаточно часто встречаются на компьютерах и давно снятые с производства программные продукты.

Особенность разработки программного продукта заключается в том, что на начальных этапах принимаются решения, реализуемые на последующих этапах. Допущенные ошибки, например при спецификации требований к программному продукту, приводят к огромным потерям на последующих этапах разработки или эксплуатации программного продукта и даже к неуспеху всего проекта. Так, при необходимости внесения изменений в специфика­цию программного продукта следует повторить в полном объеме все последующие этапы проектирования и создания программного продукта.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.