Тема: Проблемы развития психики человека в зарубежной наукеСтр 1 из 6Следующая ⇒
I. Основные теоретические проблемы психологии развития и возрастной психологии Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии Проблемы развития психики человека в зарубежной науке Проблема психического развития в отечественной психологии Общая характеристика закономерностей развития в онтогенезе Проблема периодизации психического развития Методы возрастной психологии II. Психическое развитие на ранних этапах онтогенеза Психологические особенности младенца Психическое развитие в раннем детстве Психическое развитие в дошкольном возрасте Психология младшего школьника Психология подростка Психология юношеского возраста III.Психическое развитие человека на поздних этапах онтогенеза Психология зрелого возраста Психология старения и старости
Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». 3 курс. (2012-2013 гг). Семинар №1 Тема « Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности. Предмет психологии развития и возрастная психология – изучение общих закономерностей онтогенеза психических процессов и личности человека на каждой стадии его психического развития, причин перехода от одного периода к другому. Специфика психического развития ребенка. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости – акмеология, геронтопсихология. Связь возрастной психологии с философией, анатомией и физиологией, педагогической психологией, педагогикой, общей психологией. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии. Категория развития в психологии. Формы и сферы психического развития. Филогенез и онтогенез как формы развития психики. Соотношение понятий «развитие», «созревание» и «рост». Факторы, механизмы, закономерности психического развития. Принципы психического развития. Зависимость представлений о развитии психики от понимания сущности психики и многовариантность периодизации психического развития. Ключевые слова: возрастная психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения Вопросы для обсуждения 1. Предмет и значение психологии развития и возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. 2. Исторический контекст изменения предмета психологии развития и возрастной психологии. 3. Связь психологии развития с психологическими дисциплинами и другими науками. 4. Теоретические и практические задачи психологии развития.
Литература Основная: 1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984. –т.4: Детская психология. – 432 с. 2.Запорожец А.В.Предмет и значение детской психологии//Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005 3.Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты проблемы. М.,1995.Гл.1. 4.Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М.,2001.Гл.1,гл.5. 5.Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология. М.,1990.Гл.1. 6.УрунтаеваГ.А.,АфонькинаЮ.А.Практикум по детской психолгии.м.,1995.с.5-38. 7.Эльконин Д.Б.Природа детства и предмет детской психологии// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005 Дополнительная: 1.Аснин В.И.Об условиях надежности психологического эксперимента//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1.с.220-228 2.Басов М Я.Иллюстративная схема конкретных проявлений ребенка дошкольного возраста//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1. 3.Выготский Л.С.История развития высших психических функций Собр. соч.Т.3.с.95-99.М.,1983 4.Лазурский А.Ф.О естественном эксперименте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1. Задания для самостоятельной работы: А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные Вопросы для обсуждения. Б) терминологический диктант по основным понятиям данной темы: • предмет возрастной психологии, • предмет психологии развития, • возраст, • психологический возраст, • изменения, • закономерности, • норма, • описание, • объяснение, • прогноз, • коррекция. В) Индивидуальная работа по карточкам. Задания:
Психология развития изучает не только человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы вообще.
Возрастная психология - раздел психологии, где изучается психики, его и закономерности перехода . Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1); 2) ; 3) . Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая психики животных и человека, прослеживает изменение различных психических процессов в и, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, сознания человека. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением , которое подготовлено всем ходом . Выделяются такие разделы: детская, , юношеская психология, психология , а также .
Геронтопсихология – изучает взаимосвязь при старении общих и характеристик и психологических особенностей поведения, а также сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ориентаций. Г) Составить схему: возрастная психология и ее место в системе психологических наук. Д) Подготовиться к тестовому заданию. Тест 1. В возрастной психологии развитие рассматривается как: а) категория; б) понятие; в) функция; г) движущая сила. 2. Разнообразные процессы макро и микропсихического развития рассматривает: а) возрастная психология; б) психология развития; в) генетическая психология; 3. Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий, выберите лишнее:
а) возрастная психология; б) психология развития; в) генетическая психология; г) геронтопсихология. 4. Выберите лишнее. Составляющими предмета возрастной психологии являются: а) изменения; б) возраст; в) свойства; г) закономерности. 5. Наиболее ранний предмет возрастной психологии по Обуховой Л.Ф.: а) душа ребенка; б) детство; в) психика ребенка; г) развитие человека. 6. Какие из разделов НЕ являются разделами возрастной психологии: а) генетическая психология; б) детская; в) юношеская; г) геронтопсихология. 7. Открытия, какой науки имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов для возрастной психологии: а) генетика; б) биология; в) социология; г) физиология. 8. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается: а) психология развития; б) дифференциальная психология; в) психогенетика; г) психология эвристических процессов. 9. Какие из перечисленных задач НЕ относятся к задачам возрастной психологии: а) описание; б) объяснение; в) развитие; г) коррекция. 10. Какая задача всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами: а) описание; б) объяснение; в) коррекция; г) прогноз. Семинар 1. таблица
Вопросы для самопроверки к теме 1
Семинар №2 Тема: Проблемы развития психики человека в зарубежной науке Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности. Вопросы для обсуждения 1.Возникновение возрастной (детской) психологии в конце XIX века (В. Прайер). Основные школы в зарубежной детской психологии в XX веке. 2.Классические представители теории конвергенции двух факторов(наследственности и среды) и их современные последователи (В. Штерн, 3. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Система диагностики детей А. Гезелла. Методы тестового обследования развития ребенка. 4. Понимание процесса психического развития как процесса адаптации в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) и необихевиоризме (К. Халл, Э. Толмен, 5.Когнитивный подход к развитию психики. Понимание психического развития в генетической школе Ж. Пиаже. Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка 6. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики и его диалектическое понимание в концепции А.Валлона. Сравнительные исследования нормы и патологии как метод изучения психического развития. Функциональный ансамбль как критерий выделения стадий развития. Решение вопроса о соотношении биологического и социального в концепции А.Валлона. Ортогенетическая концепция психического развития Х. Вернера. Основные показатели развития системы. Изменение роли факторов развития в зависимости от уровня развития. Идеи целевой детерминации процесса психического развития (Аристотель, Спиноза, Дж. Дьюи, Э. Фромм, В. Франкл). Онтогенез психического развития в школе Дж. Брунера. Концепция социально-исторического обусловливания психического развития в школе А. Валлона. Теория привязанности Д. Боулби. Типы привязанности. Развитие личности в гуманистической психологии.
Ключевые слова: детство, адаптация, генетический метод, теория рекапитуляции, педология, теория персонализма, теория конвергенции двух факторов, интроцепция, инсайт, эвристическая теория речи, жизненный путь человека, глубинная теория Вопросы для самопроверки к теме 2 1. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны? 2. В чем суть теорий преформизма? 3. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии? 4. Каково отношение бихевиористов к роли наследственных факторов в развитии человека? 5. Какие типы научения выделены в бихевиоризме? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|