Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Проблемы развития психики человека в зарубежной науке



I. Основные теоретические проблемы психологии развития и возрастной психологии

Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

Проблемы развития психики человека в зарубежной науке

Проблема психического развития в отечественной психологии

Общая характеристика закономерностей развития в онтогенезе

Проблема периодизации психического развития

Методы возрастной психологии

II. Психическое развитие на ранних этапах онтогенеза

Психологические особенности младенца

Психическое развитие в раннем детстве

Психическое развитие в дошкольном возрасте

Психология младшего школьника

Психология подростка

Психология юношеского возраста

III.Психическое развитие человека на поздних этапах онтогенеза

Психология зрелого возраста

Психология старения и старости

 

 

 

Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». 3 курс. (2012-2013 гг).

Семинар №1

Тема « Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии»

Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Предмет психологии развития и возрастная психология – изучение общих закономерностей онтогенеза психических процессов и личности человека на каждой стадии его психического развития, причин перехода от одного периода к другому. Специфика психического развития ребенка. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости – акмеология, геронтопсихология.

Связь возрастной психологии с философией, анатомией и физиологией, педагогической психологией, педагогикой, общей психологией. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии.

Категория развития в психологии. Формы и сферы психического развития. Филогенез и онтогенез как формы развития психики. Соотношение понятий «развитие», «созревание» и «рост». Факторы, механизмы, закономерности психического развития. Принципы психического развития. Зависимость представлений о развитии психики от понимания сущности психики и многовариантность периодизации психического развития.

Ключевые слова: возрастная психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и значение психологии развития и возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.

2. Исторический контекст изменения предмета психологии развития и возрастной психологии.

3. Связь психологии развития с психологическими дисциплинами и другими науками.

4. Теоретические и практические задачи психологии развития.

 

Литература Основная:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984. –т.4: Детская психология. – 432 с.

2.Запорожец А.В.Предмет и значение детской психологии//Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005

3.Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты проблемы. М.,1995.Гл.1.

4.Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М.,2001.Гл.1,гл.5.

5.Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология. М.,1990.Гл.1.

6.УрунтаеваГ.А.,АфонькинаЮ.А.Практикум по детской психолгии.м.,1995.с.5-38.

7.Эльконин Д.Б.Природа детства и предмет детской психологии// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005

Дополнительная:

1.Аснин В.И.Об условиях надежности психологического эксперимента//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1.с.220-228

2.Басов М Я.Иллюстративная схема конкретных проявлений ребенка дошкольного возраста//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1.

3.Выготский Л.С.История развития высших психических функций Собр. соч.Т.3.с.95-99.М.,1983

4.Лазурский А.Ф.О естественном эксперименте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1980.Ч.1.

Задания для самостоятельной работы:

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные Вопросы для обсуждения.

Б) терминологический диктант по основным понятиям данной темы:

предмет возрастной психологии,

предмет психологии развития,

возраст,

психологический возраст,

изменения,

закономерности,

норма,

описание,

объяснение,

прогноз,

коррекция.

В) Индивидуальная работа по карточкам.

Задания:

 

 

Психология развития изучает не только человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы

вообще.

 

Возрастная психология - раздел психологии, где изучается

психики, его и закономерности перехода .

Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1); 2) ;

3) .

Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая

психики животных и человека, прослеживает изменение различных психических процессов в и, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка,

сознания человека.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно

психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением , которое подготовлено всем ходом

.

Выделяются такие разделы: детская, , юношеская психология, психология , а также .

 

Геронтопсихология – изучает взаимосвязь при старении общих

и характеристик и психологических особенностей поведения, а также сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ориентаций.

Г) Составить схему: возрастная психология и ее место в системе психологических наук.

Д) Подготовиться к тестовому заданию.

Тест

1. В возрастной психологии развитие рассматривается как:

а) категория;

б) понятие;

в) функция;

г) движущая сила.

2. Разнообразные процессы макро и микропсихического развития рассматривает:

а) возрастная психология;

б) психология развития;

в) генетическая психология;

3. Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий, выберите лишнее:

 

а) возрастная психология;

б) психология развития;

в) генетическая психология;

г) геронтопсихология.

4. Выберите лишнее. Составляющими предмета возрастной психологии являются:

а) изменения;

б) возраст;

в) свойства;

г) закономерности.

5. Наиболее ранний предмет возрастной психологии по Обуховой Л.Ф.:

а) душа ребенка;

б) детство;

в) психика ребенка;

г) развитие человека.

6. Какие из разделов НЕ являются разделами возрастной психологии:

а) генетическая психология;

б) детская;

в) юношеская;

г) геронтопсихология.

7. Открытия, какой науки имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов для возрастной психологии:

а) генетика;

б) биология;

в) социология;

г) физиология.

8. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается:

а) психология развития;

б) дифференциальная психология;

в) психогенетика;

г) психология эвристических процессов.

9. Какие из перечисленных задач НЕ относятся к задачам возрастной психологии:

а) описание;

б) объяснение;

в) развитие;

г) коррекция.

10. Какая задача всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами:

а) описание;

б) объяснение;

в) коррекция;

г) прогноз.

Семинар 1. таблица

 

Этапы Формы и содержание работы Время
1. Вводно- мотивационный.   Тема « Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии»   Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности. Литература Основная: 1. Запорожец А.В.Предмет и значение детской психологии//Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005 2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000 3. Мухина В.С. Возрастная психология. –Издательский центр «Академия», 1997 4. Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты проблемы. М.,1995.Гл.1. 5. Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М.,2001.Гл.1,гл.5. 6. Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология. М.,1990.Гл.1. 7. Эльконин Д.Б.Природа детства и предмет детской психологии// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/Состав. И ред.Г.В.Бурменская.М.,2005 8. Мещеряков Б.Г. в соавторстве с Зинченко В.П. Большой психологический словарь Организационные моменты: правила подготовки к семинару, ход практического занятия, вопросы воспитательного характера.   5 мин.
2. Содержательно-информационный.     Преподаватель сообщает дополнительную информацию по вопросам семинара. 1. Проведение терминологического диктанта.   2. Раздача карточек с индивидуальными заданиями, разъяснение сути задания.   3. Обсуждение первого вопроса. Основные подходы к рассмотрению предмета возрастной психологии (авторы и их определения). Студенты отвечают по желанию, каждому назначаются оппоненты.   Рассмотрение компонентов предмета возрастной психологии по Е.Е. Сапоговой. Схема на доске. Как исторически менялся предмет. Определение предмета.   4. Обсуждение второго вопроса. Как исторически менялась и развивалась наука. Предпосылки становления науки, работы, давшие развитие возрастной психологии. Назвать ученых, занимавшихся вопросами психологии развития и их вклад – работа у доски. Рассмотрение зарождения и развития науки в зарубежной и отечественной психологии в начале ее становления и в настоящее время. Студенты делятся на 4 группы. Каждая группа получает временной период (зарубежная – начало, зарубежная – настоящее время; отечественная – начало, отечественная – настоящее время) и подготавливает сообщение.   5. Рассмотрение 3 вопроса семинара. На основе подготовленного материала выделяются науки смежные с возрастной психологией. Студенты делятся на 2 группы, получают задание – рассмотрение связи возр. Психологии с психологическими дисциплинами и общими науками. Подготавливают ответы и задают друг другу вопросы. От каждой группы схема на доске.   6. Изучение 4 вопроса. Работа всей аудитории. Ответы на вопросы: какие виды задач в возрастной психологии выделяют, какие задачи вы знаете? Проверка домашнего задания. Перечисление авторов и их подходов к определению задач возрастной психологии (запись фамилий на доске).   Студенты разбиваются на группы, в соответствии с количеством названных авторов и их подходов. Подготавливают сообщения об авторе и его подходе. В процессе рассказа, другие группы внимательно слушают, задают вопросы. Преподаватель просит привести пример практического применения на каждую задачу, как они реализуются в деятельности психолога.   7. Проведение тестирования.       5 мин   3 мин     10 мин     7 мин   10 мин   10 мин   15 мин     5 мин   12 мин     5 мин
3. Этап контрольно оценочный.     Подведение итогов семинара.   3 мин

Вопросы для самопроверки к теме 1

  1. Что такое возрастная психология?
  2. От чего зависит продолжительность детства?
  3. Дайте определение категории "развитие".
  4. Что такое возраст?
  5. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?
  6. Назовите круг задач возрастной психологии.
  7. Назовите достоинства и недостатки "продольных" исследований.
  8. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования?
  9. Назовите основные этапы проведения формирующего эксперимента.
  10. Какие еще методы исследования психики ребенка вы знаете?

 

Семинар №2

Тема: Проблемы развития психики человека в зарубежной науке

Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

1.Возникновение возрастной (детской) психологии в конце XIX века (В. Прайер). Основные школы в зарубежной детской психологии в XX веке.

2.Классические представители теории конвергенции двух факторов(наследственности и среды) и их современные последователи (В. Штерн,
А. Анастази). Близнецовый метод в возрастной психологии.

3. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Система диагностики детей А. Гезелла. Методы тестового обследования развития ребенка.

4. Понимание процесса психического развития как процесса адаптации в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) и необихевиоризме (К. Халл, Э. Толмен,
Б. Скиннер). Сочетательный и инструментальный условный рефлексы как механизмы формирования нового поведения. Объективные методы изучения поведения человека.

5.Когнитивный подход к развитию психики. Понимание психического развития в генетической школе Ж. Пиаже. Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка
Ж. Пиаже. Понятия организация, адаптация, ассимиляция и аккомодация. Схема действия, группировка, операция. Эгоцентрическая позиция ребенка и эгоцентризм детского мышления. Развитие операционального интеллекта и стадии интеллектуального развития ребенка. Сенсомоторный период развития интеллекта, его особенности и основные стадии. Репрезентативный интеллект. Основные феномены предоператорной стадии, развитие форм репрезентации. Конкретные операции и их развитие. Формальный интеллект, его особенности и развитие. Развитие идей Ж.Пиаже и их критика в современной психологии.

6. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики и его диалектическое понимание в концепции А.Валлона. Сравнительные исследования нормы и патологии как метод изучения психического развития. Функциональный ансамбль как критерий выделения стадий развития. Решение вопроса о соотношении биологического и социального в концепции А.Валлона.

Ортогенетическая концепция психического развития Х. Вернера. Основные показатели развития системы. Изменение роли факторов развития в зависимости от уровня развития. Идеи целевой детерминации процесса психического развития (Аристотель, Спиноза, Дж. Дьюи, Э. Фромм, В. Франкл).

Онтогенез психического развития в школе Дж. Брунера. Концепция социально-исторического обусловливания психического развития в школе А. Валлона. Теория привязанности Д. Боулби. Типы привязанности. Развитие личности в гуманистической психологии.

 

Ключевые слова: детство, адаптация, генетический метод, теория рекапитуляции, педология, теория персонализма, теория конвергенции двух факторов, интроцепция, инсайт, эвристическая теория речи, жизненный путь человека, глубинная теория

Вопросы для самопроверки к теме 2

1. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?

2. В чем суть теорий преформизма?

3. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?

4. Каково отношение бихевиористов к роли наследственных факторов в развитии человека?

5. Какие типы научения выделены в бихевиоризме?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.