Здавалка
Главная | Обратная связь

Д/З Написать реферат по одной из теорий.



Литература основная:

1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека / Избранные психологические труды в 2–х томах. Т.1, М., 1980. с. 65-73, 112-122.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология развития / Хрестоматия. СПб, 2001. с. 227-229.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984, т.4, с. 244-288.

4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988, №4.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000, с. 5-29.

6. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности / Основы общей психологии в 2-х томах. М., 1989, т.2, с. 245-249.

7. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. М., 1989.

Дополнительная :

1.Крайг Г.Психология развития.С-пб.2000.с.83-91

2.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии .в..1996,с.100-152

3.Принцип развития в психологии /Под ред.Л.И.Анциферовой.М.,1978

4.Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. М..1996

5.Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.

6.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: 1996.

Задания для самостоятельной работы :

· Используя рекомендованную литературу подготовьте ответы на представленные Вопросы для обсуждения

· Терминологический диктант по основным понятиям данной темы: Филогенез,

· Онтогенез,

· Созревание

· Фактор психического развития ,

· закономерности развития,

· движущие силы развития,

· условия психического развития,

· линии развития.

· Заполните таблицу

 

Проблема природного и социального в отечественной психологии

Подходы Предпосылки и условия развития Источник Детерминанты Движущие силы
Культурно-исторический        
Деятельностный        

 

Семинар №3

Тема: Проблема психического развития в отечественной психологии

Цель занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

1.Вклад К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, М.Я.Басова, А.П.Нечаева в развитие детской психологии. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. Социально-опосредованный характер психического развития человека. Понятие о высших психических функциях, закон развития высших психических функций. Понятие «социальная ситуация развития». Источники, движущие силы и условия психического развития. Проблема возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Представление о стабильных и критических возрастах в развитии, понимание значения кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема сензитивных периодов. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Ведущая роль обучения в психическом развитии.

2.Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии. Понятие о социальном «наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Содержание и структура деятельности как основные детерминанты психического развития. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец). Понятие условий психического развития. Понятие источников развития. Психическая деятельность как интериоризация внешней, предметной деятельности субъекта. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). Идея целевой детерминации психического развития в психологии (Н.А. Бернштейн, П.К.Анохин, Л.С. Выготский) и синергетике (Е.Н. Князев, С.П. Курдюмов).

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, зрелом возрасте и старости.

3.Современное состояние проблемы психического развития и его периодизации в отечественной психологии. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского. Периоды развития личности при изменении социальной общности и фазы развития личности в стабильной социальной общности. Личностные новообразования как критерий выделения возрастных периодов в концепции Л.И. Божович. Развитие уровней структуры самосознания в психическом развитии и механизм идентификации-обособления в концепции В.С. Мухиной. Интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков. Г.А. Цукерман). Антропологический принцип в психологии развития
(В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев).

Ключевые слова: зона ближайшего развития, уровень актуального развития, , развивающее обучение, высшие психические функции.

 

Семинар № 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.