Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Характеристика психического развития дошкольника. Деятельность и общение».



Вопросы для обсуждения:

1. Структура и динамика дошкольного возраста.

2. Игра как ведущая деятельность: история развития, виды, способы, структура, динамика; кооперация сверстников во время игры. Обучение игре. Возрастные требования к подбору игрушек.

3. Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Творческие виды деятельности и развитие воображения.

5. Кризис 7-ми лет.

Литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.

3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989, с. 306-361.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. том 4. М., 1982. «Кризис 7-ми лет», стр. 376-386.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.стр. 202-218.

8. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

9. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

11. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.

12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Репиной Т.А. М., 1978.

13. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. //Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. М., 1987.

14. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии, 2004, №1.

15. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование, 2005, №2.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработать (по образцу) программу наблюдений :

а) за выполнением роли и взаимодействием детей в игре;

б) игровые действия и игровые предметы.

 

Образец: Программа наблюдения за сюжетом игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр, их названия и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры.

3. Сколько событий ребёнок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развёрнут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребёнок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и др.).

 

2. Назовите основные типы конструирования. Проанализируйте особенности каждого типа.

3. Элементы каких видов деятельности начинают формироваться в игре?

4. Какие новообразования закладываются в игре и получают своё развитие?

5. В чём своеобразие трудовой деятельности дошкольника?

Задания для самостоятельной работы

1. Разработать (по образцу) программу наблюдений:

а. за выполнением роли и взаимодействием детей в игре;

б. игровые действия и игровые предметы.

«Познавательное и личностное развитие в дошкольном возрасте»

Вопросы для обсуждения

1. Речевое развитие: этапы, формы и функции речи.

2. Познавательное развитие дошкольника: развитие сенсорных процессов. Развитие памяти. Этапы умственного развития. Образное мышление и его значение для дальнейшего умственного развития. Развитие воображения.

3. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Возрастные возможности и ограничения управления собственным поведением.

4. Формирование первичных представлений о мире. Возникновение самосознания. Особенности развития самосознания.

5. Эмоциональная жизнь дошкольника. Детские страхи, жадность, грубость, ревность и др.

6. Нравственное развитие: нравственные чувства, усвоение нравственных эталонов.

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989, с. 306-361.

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

5. Якобсон П.Г. Психология эмоций и чувств. М., 1989.

6. Эльконин Д.Б. Развитие личности дошкольника // Избранные психологические труды. М., 1984, с. 142-176.

7. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М., 1986.

8. Эмоциональная жизнь дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

9. Захарова А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Том 2. М., 1982, с. 7-184

11. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976.

12. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, ВВ. Холмовской М., 1978.

13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

14. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

15. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981.

16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

17. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.