Здавалка
Главная | Обратная связь

А.Шлезингер и проблемы американской истории.



Шлизинггер мл.Труд «Эра Рузвельта, президентство Кеннеди». В американском обществе противоречивые интересы находятся в гармоничном равновесии. Это обеспечивает Америке поступательное развитие. Периоды либеральных реформ прерываются консервативной консолидацией. Америка развивается циклически и это ведёт к демократии.

Билет №9.

1. Ф. Бьондо и эрудитская школа.

2. Романтическая историография Франции.

Вопрос 1.

Флавио Биондо и «эрудитская школа».

К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школ-риторическая, эрудитская (критическая), политическая.Основательэрудитскойшколы римский историк Флавио Биондо (1388-1463). Биондо имел доступ к наследственным архивам. Издал справочники по археологии древнего Рима и по топонимике древнего Рима. Труд «Декады (десятилетия) истории со времени падения Римской империи» (история Рима и Италии с 5 по 15вв). Более сухое, скучное изложение. Отношение к материальному более критическое, т.к. эрудиты видели в историческом факте самоцель (чем больше фактов, тем лучше история). В отношении фактов более критичны, чем риторики. Отбирают факты. Анализируют исторические документы. Разработали методику работы с историческими документами. Пытались установить общие критерии и принципы критики исторических источников - это принцип рационализма (рациональный критерий); более достоверный источник (более древний) => закладывают основы метода.

Эрудитская школа характеризу­ется акцентом не на форму, а на со­держание. Ее представители стреми­лись опереться на достоверные источ­ники и критически отбирать факты. Основателем этой школы считают Флавио Биондо (1388-1463), церков­ного чиновника из Рима. Важнейшим его сочинением была трилогия, по­священная древнему Риму. Первые две ее части - топографическое опи­сание Рима и Италии, третья часть со­держит характеристику институтов древнеримской жизни, в том числе сената, армии, законов, образования, сельского хозяйства и т.д. Уже после смерти Биондо публика познакоми­лась с его «Десятью книгами по исто­рии со времени падения Римской им­перии», в которой как раз и была за­креплена новая периодизация исто­рии. В ней была отвергнута идея «про­должавшегося» Рима, а падение За­падной Римской империи приобрело значение как грань между антично­стью и варварством.

Вопрос 2.

 

Романтизм в историографии 1-й пол.19в. Его основные течения.

На основе критики историографии Просвещения появилось новое направление – романтизм. Идеализация отдельных сторон действительности и прошлого. Интерес к средневековью в 19в. => идеализация европейского средневековья. Осмысление опыта Великой французской революции: некоторые отрицали опыт, критиковали революцию, а другие, осуждая отдельные рецидивы революции, пытались рассмотреть её как проявление исторической закономерности. И те и другие придерживались новой идеи – историзма (историческое развитие - единый, непрерывный поток, где каждый элемент неотъемлемая часть целого). Принять целое возможно, изучая все его элементы. Историческое развитие проявляется в преемственности. Всякое новое – продолжение и развитие старого. Исторический процесс – эволюция и видоизменение старых форм. Они были звеном в той цепочки, которая привела к настоящему. Вся история рассматривалась как единое целое. Романтики собирали и изучали факты прошлого, объединяя их в общую картину, исходя из логики материала. В трудах историков-романтиков видим объединение эрудиции и аналитики. Начали активно появляться национальные истории. Сознательное или бессознательное признание, что история – это наука. Два направления в рамках романтизма: 1).реакционно-дворянское, 20-30-е гг.19в. Его представители дворянство, которое лишилось всего во время революции и пострадало в Европе от Наполеона. Реставрировать старые порядки. 2).буржуазно-либеральное, 30-70-е гг. 19в. Его представители принимали революцию, её результаты. Пытались найти обоснование её неизбежности. Заимствовали некоторые идеи просвещения. Во Франции дворянские романтики пользовались влиянием в 20-30-е гг., а потом преимущество перешло к либеральным. В Англии историография романтизма не получила широкого распространения.

Билет №10.

1. Риторическая школа гуманистической историографии. Леонардо Бруни.

2. М. Вебер и концепция идеального типа

Вопрос 1.

В Ита­лии в эпоху Возрождения сложилось три исторических школы: риториче­ская, эрудитская и политическая. Са­мой ранней из них была риториче­ская, а ее видным представителем считают историка и канцлера Фло­ренции Леонардо Бруни (1369-1444). В "Истории Флоренции» он выступил как патриот Флорентийской республи­ки, отдавая республиканскому устрой­ству безусловное предпочтение перед тираниями в других итальянских го­сударствах. В истории он искал идеал человеческой добродетели; история важна для него не как точное описа­ние прошлого, а как средство воспи­тания и описания нового идеала чело­веческой добродетели. Для риториков, таким образом, важна «внешняя сто­рона» истории; не случайно их труды выглядят как театральные пьесы на исторические темы. Следуя античной историографии, Бруни включил в свое сочинение вымышленные речи исто­рических героев. Заслугой Бруни можно считать то, что, в отличие от средневековых хронистов, которые, как правило, не шли дальше мотиви­ровки отдельных человеческих по­ступков, он предпринял попытку кон­цептуализации, выяснения общего смыслового содержания истории Ита­лии от падения Рима и до начала но­вого времени, отказавшись от прови­денциализма и руководствуясь рацио­налистическими и мирскими идеями. Рим пал в конечном счете потому, что императоры уничтожили свободный дух граждан. Но и Возрождение, но­вая эпоха итальянской истории, стало возможным только благодаря обрете­нию Италией свободы на почве неза­висимых городов-государств.

«Риторическая школа» в гуманистической историографии. Леонардо Бруни.

К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школы-риторическая, эрудитская, политическая.Основатель риторической школы флорентийский историк Леонардо Бруни (1369-1444). В труде «12 книг по истории народа Флоренции» излагает историю Флоренции до нач.15в. Рассчитана на массового читателя. У Бруни появились последователи => сложилась риторическая школа. Разработал новую периодизацию истории (античность, средний век, новое время) на примере флорентийской и итальянской истории. Пытался объяснить историю с гуманистической точки зрения. Исторические события происходят в результате человеческих деяний. История развивается в определённом направлении, её основа – борьба за власть. Движение политической борьбы ведёт к реализации принципа гражданской свободы.

« - »: не стесняется «приврать». Исторический деятель воплощает принципы добра и зла, приписывает им разные речи => риторика. Для Бруни важно показать истину, а не слова, которыми она выражается. Вся история разворачивается как театральное действие, где на переднем фоне - исторические главные герои, а на заднем фоне - народ (масса).

Вопрос 2.

Большое влияние на развитие тео­рии истории оказал немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Его труды

можно рассматривать как один из ис­точников теории модернизации. По­жалуй, именно учение Вебера оказа­лось наиболее востребованным в со­циальной истории второй половины XX в., в частности, в трудах истори­ков билефельдской школы. В методо­логических спорах начала XX века он занимал особую позицию: в отличие от позитивистов полагал, что в науках о культуре и человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологи­ческих принципов, что и в естествен­ных науках; ни историк, ни экономист не могут игнорировать того, что чело­век есть существо сознательное. В то же время он не раздел51л идеи субъек­тивистов, в частности, Дильтея, что познать прошлое можно только через интуицию. Вебер был близок к пози­тивизму в зггверждении, что история как одна из наук о культуре должна быть основана на познании объектив­ных закономерностей и свободна от субъективных оценок и пристрастий историка. Крут интересов Вебера как исследователя весьма широк: он за­нимался историей хозяйства (эконо­мической историей) от древности и до современного ему времени, историей права, религии, искусства. Как никто до него, Вебер исследовал социологию власти. Особое место в его наследии занимают работы, посвященные исто­рии капитализма. Уже первая из них, «Протестантская этика и дух капи­тализма", (1905) принесла ему все­мирную известность. Отношение Ве­бера к Марксу характеризовалось двойственностью: с одной стороны, он видел заслугу Маркса в том, что тот первым создал теорию капитализма как более прогрессивной стадии обще­ственного развития по сравнению с феодализмом; с другой - он не только отвергал многие исходные категории марксистского з^чения, но и саму идею о революционной смене капитализма коммунизмом как утопическую. Веро­ятно, именно поэтому о Вебере срав­нительно мало писали в нашей стране до конца 1980-х гг. Его учение подчас трактовалось как попытка найти «буржуазную» альтернативу марксиз­му.

В теории познания Вебера ключе­вое значение имеет категория «иде­ального типа», в чем-то близкая «иде­альной модели», используемой в есте­ствознании. Такие понятия, как «ре­месло», «капитализм», «экономический обмен», «христианство» и т.д., - и есть идеально-типические конструкции. В истории они являются средством по­знания, через которое проявляется его главная цель: раскрыть генетическую связь исторических явлений. Другой важной категорией социологии Вебера стала категория «социального дейст­вия», причем подразумевается, что субъектами действия могут быть толь­ко индивиды. Что касается «государ­ства», «учреждения», «нации», «армии» и других подобных понятий, отра­жающих не индивидуальное, а коллек­тивное, то они могут «зоюдобляться» индивидам, например, в юриспруден­ции. Однако в социологическом смыс­ле эти понятия только отражают связи между действиями отдельных людей, следовательно, только люди - носители действий, имеющих смысловую ори­ентацию. В Европе в новое время воз­ник первый в истории тип общества, основанный на формальной рацио­нальности, - такое общество называют индустриальнь»!.

В социологии власти Вебера выде­ляются три типа господства: легальное (к нему принадлежат современные ев­ропейские государства), патриархаль­ное и харизматическое. Легальное ос­новано на формально-правовом прин­ципе, в этом слз^ае бюрократия явля­ется самым чистым типом господства; патриархальное основано на принци­пе традиционного господства, сходно с семьей, и продвижение в нем зави­сит от личной преданности; харизма­тический опирается на экстраорди­нарные способности вождя, обладаю­щего харизмой. В противоположность патриархальному харизматический тип господства основывается не на привязанности к обычному, а опира­ется на необычайное, никогда ранее не признававшееся. Обратившись к истории капита­лизма, Вебер подчеркивал его успехи в странах, где со времени Реформации раслространи.шсь идеи протестантиз­ма, Он называет «наквньп>га* прел- сгаа\ения исторического материа_\яз- мл «о возникновении подобньсс <нле&* в качестве «отражения» н.ш «над­стройки* экономических отношений» Приведя в качестве примера Нов\-ю Анг.шю, Вебер замечает, что здесь •причинная связь обратна тон, кото­рую с\едова.\о бы посту.шровать с ма- терна.\истической точки зрения». Ве­бер пишет: «Безудержное, свободное от каких бы то ни бьь\о норм приобре- тате-\ьство существует на протяжении всего исторического периода», но это не бьь\о воп.\ощением «ду^ха кашгга- .\изма», потому что капита,\изм ориен­тирован на рациональное испо.^ьзова- ние капита\а в процессе внедрения его в производство, на рациона\ьную капиталистическую организацию тру­да. «На заре капиталистического раз­вития эта связь между >^1ением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной на­правленностью... подтверждается це­лым рядом фактов», - замечал Вебер. М.Вебер и концепция «идеального типа».

Макс Вебер (1864-1920). Труд «Протестантская этика и дух капитализма». Разработал методологические вопросы исторического исследования. Вебер считает, что главное не сама историческая действительность, а точка зрения самого исследователя на прошлое. Отношение к прошлому, оценка, определяющая под каким углом зрения их рассматривать. Вебер вывел концепцию идеальноготипа:каждый историк выбирает свой угол зрения, под которым будет рассматривать прошлое. Идеальный тип служит для того, чтобы попытаться связать отдельные факты и создать общую картину. Но она будет иметь абстрактный характер. Сначала возникла новая религия, которая несёт новую этику. Эта этика рождает соответствующее отношение к жизни. Подталкиваемые этикой, люди занимаются предпринимательством => рождение капитализма.

 

Билет №11.

1. Л. Валла и зарождение исторической критики.

2. Историки-позитивисты Бокль и Тэн.

Вопрос 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.