Здавалка
Главная | Обратная связь

Лоренцо Вала и зарождение исторической критики



Эрудиты в гуманистической историографии пытались установить общие критерии и принципы критики исторических источников - это принцип рационализма (рациональный критерий); более достоверный источник (более древний) => закладывают основы метода, которым воспользовался Лоренцо Вала(1407-1457) – основатель исторической критики (между риториками и эрудитами), жил в Неаполе. Труд «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», 1440г. написана, а опубликована в 1517г. в Германии. Римский император Константин, ввел христианство в империи, передал духовную власть над Европой в руки 1-му папе Римскому, есть «документ, обосновавший гегемонию римских пап и дающий им возможность претендовать на светскую власть». Вала в своей работе доказал, что этот документ фальшивка: документ 8 века, а не 4 века. Вала представил идеальный метод критики исторического источника: дипломатическая критика; рационалистическая критика - ни в одном источнике нет упоминания об этом факте; филологическая критика - в документе употребляются слова неизвестные в 4 веке, они появились позже; провёл сравнительный анализ – в древних источниках 4 века нет упоминания об этом документе, в написании документа много варварской латыни. Вала доказал значение исторических источников в исследовании и их достоверность. Он разрушил политическую концепцию.

Однако самым знаменитым из ис­ториков Возрождения считают Лоренцо Валлу (1407-1457), бывшего одновременно богословом и филоло­гом, публикатором древних авторов. В отличие от Аристотеля Валла полагал, что история выше поэзии и филосо­фии, потому что основана на «безусловной истине», она полезнее, «ибо полна мудрости». Среди его сочинений для историографии главное значение приобрела книга "Размышление о под­ложном и вымышленном дарении Константина», написанная, по- видимому, в 1440 г., но опубликован­ная только в XVI в. Именно в этой книге заложена идея филологической критики исторических источников, и тем самым «было положено начало той революции в историографии,

которая с течением времени привела к конституированию истории как универ­ситетской дисциплины».5 Между тем эта работа совсем не создавалась как академическая. По сути это был пам­флет, написанный в совершенно кон­кретных исторических обстоятельст­вах. В 30-х гг. XV в. в Италии прохо­дила острая борьба за Неаполь, в ко­торой столкнулись король Альфонс Арагонский (на стороне его и находил­ся Валла) и герцог Рене Анжуйский, которого поддерживал папа Евгений IV. Обстоятельства были благоприятны для Альфонса Арагонского: у папы бы­ло немало политических противников, и сам он был на время изгнан из Рима в результате восстания. Проявив (в духе Макиавелли) повадки лиса и льва, папа при помощи воинственного кардинала Вителлески восстановил свою власть, и последний совершил походы на Неаполь, в конечном счете неудачные, в ходе которых Альфонс, однако, едва избежал пленения. В та­ких обстоятельствах партии Альфонса Арагонского требовалось подорвать авторитет папы, доказать, что свя­щенный престол не имеет права вме­шиваться в неаполитанские дела.

На протяжении столетий папский престол использовал документ под на­званием «Донация Константина» («Да­рение», «Конституция»), приписывае­мый знаменитому императору IV в. Константину, для обоснования своих прав на вмешательство в дела свет­ских властей в разных странах. На не­го ссылался и папа Евгений IV. Смысл «Донации» в том, что в благодарность за излечение от проказы и крещение Константин якобы передавал римско­му папе Сильвестру I императорскую власть в Риме, Италии и западных провинциях и выражал желание пере­нести свою резиденцию в Византию. Подложность именно этого документа и доказал Валла, обосновав мнение, что это более поздняя подделка. Фак­тически историк подошел к рассмот­рению древнего текста с трех пози­ций. Во-первых, с точки зрения ра- циона\ист11ческой: он не видел разум­ных объяснений действиям Констан­тина, если они имели место на самом деле. Во-вторых, он обратил внима­ние, что о дарении не говорится в других сохранившихся источниках IV в., а это по меньшей мере странно, потому что такое выдающее событие, если оно действительно произошло, не могло пройти мимо внимания совре­менников. В-третьих, и это главное, Валла утверждал, что язык "Констан­тинова дара" отличается от того, как писали в IV в., это варварская латынь более позднего времени. Такая точка зрения была подтверждена учеными в Х1Х-ХХ вв., когда было доказано, что первоначальный текст ведет происхо­ждение из канцелярий пап Стефана III (752-757) и особенно Павла I (757- 767), известного проповедью культа папы Сильвестра 1.

Как видим, значение сочинения Валлы вышло за рамки сиюминутных политических интересов, хотя его стиль свидетельствует о политической заостренности. Характеризуя угрозы, содержавшиеся в адрес тех, кто захо­чет изменить в грамоте хоть букву («восстанут против него святые апо­столы Петр и Павел, да будет он по­вергнут в геенну огненную вместе с диаволом и всеми нечестивцами»), Валла замечает: «Эта ужасная угроза не может принадлежать императору или светскому государю; это язык древних жрецов и нынешних священ­ников. Не Константину принадлежат эти слова, а некоему темному клирику, не знающему, ни что надлежит ска­зать, ни какими словами выразить мысль; раскормленный и тучный, в парах вина, он излагает эти анафемы, эти проклятия, которые никого не по­ражают, кроме него самого».

Вопрос 2.

Историки-позитивисты Г.Бокль и И.Тэн.

Историки-позитивисты:1)Генри Томас Бокль (1821-1862) Труд «История цивилизаций в Англии», 2 тома. История - самое благородное и самое трудное из всех занятий. В данный момент история отстаёт от естественных наук (изучает отдельные факты), не выводит общие закономерности. Общество развивается по законам. История может выводить эти законы. Есть два основных фактора, которые влияют на историческое развитие – это географическая среда и человеческий ум. В их взаимодействии происходит прогрессивное развитие. Основу исторического развития составляет развитие разума и просвещения. Стимулом умственного развития является сомнение и скептицизм. Где вера там нет прогресса. На смену вере приходит сомнение - появляется тяга к исследованию. 2).Ипполит Тэн (1823-1893).Труд «Происхождение современной Франции», 4 тома. Во введении своей книги изложил теоретические воззрения. История – объективная наука, задача изучать факты и выявлять закономерности. Общество- часть природы, человек и животное почти тождественны. Человек –социализированная обезьяна. Люди подменяются установленным правилом. «В критические моменты животные инстинкты человека вырываются наружу». В каждом человеке есть навязчивая идея. Она наиболее выражается у интеллектуалов. Великая французская революция – ломка устоявшихся правил. Революция – гибельный взрыв животных страстей. Революция не создала ничего нового. Она не уничтожает деспотизм, а создаёт её новые формы. Позитивизм явственно проявился во взглядах Генри Томаса Бокля (1821-1862), исторический труд кото­рого получил еще при жизни автора признание не только в Англии, но и в других странах. Бокль не имел специ­ального исторического образования - он пришел в историографию как лю­битель. Рано проявив блестяцще спо­собности, Бокль получил от отца, бога­того лондонского купца, право занять­ся самообразованием. Он усиленно трудился, занимаясь языками и читая разнообразную литературу. К тридца­ти годам он говорил на 7 языках, чи­тал на 19. Получив после смерти отца наследство, он потратил его на приоб­ретение библиотеки. Первоначальный план Бокля был грандиозен: он заду­мал написать историю человеческой цивилизации в 15 томах. До своей смерти Бокль успел подготовить толь­ко два тома книги, названной им «тИс- тория цивилизации в Англиш (1858; 1861). Оба они вызвали широкий ин­терес у публики.

 

 

Билет №12.

1. «Политическая» школа гуманистической историографии. Н. Маккиавелли.

2. Немецкая историография конца 19 века. Буркхард и Ламбрехт.

Вопрос 1.

«Политическая школа» в гуманистической историографии. Николо Макиавелли.

К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школ-риторическая, эрудитская, политическая.Политическая школаизучает историю для того, чтобы извлечь из неё уроки для настоящего и будущего. Интересует взаимосвязь событий, пытаются выявить причины событий. Пытаются найти в истории более глубокие причины, чем воля Бога или личности. Представитель политической школы Макиавелли (1469-1527) (Флоренция, 1-я пол. 16в.), политик, дипломат, философ. Две работы: 1).«Государь»: в истории главное – государственный интерес, которому монарх должен служить (государственный интерес стоит выше монарха). Жертвы ради государственного интереса оправдывают всё (государственный интерес – высшая ценность). Прагматизм. Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, которое подводит его к необходимости избирательного отношения к материалу (выбирать то, что важно, нужно и является подтверждением модели). Идёт по проблемно-хронологическому способу изложения материала - причинно-следственная связь событий. 2). «Истории Флоренции»: в теории предпочитает республику, но на практике – монархию. Один из первых увидел в истории не хаотичное нагромождение событий и фактов, а проявление некоторых закономерностей – это последовательная смена форм правления (происходит у всех народов): монархия à аристократическая республика à демократия à охлократия à тирания => идея круговорота. Главный двигатель этого круговорота – политическая борьба, её основа – борьба интересов, устремлений (не ограничивается личными устремлениями, за ней стоят определённые группы). Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, это приводит его к избирательному отношению к материалу. События излагаются в причинно-следственной связи (проблемно-хронологическое изложение материала).

В гуманистической историогра­фии принято также выделять полити­ческую школу, самым видным пред­ставителем которой считают Николо Макиавелли (1469-1527). Как и рито­рики, Макиавелли искал в истории пользу (обучение на примерах), но он видел ее значение не столько в фор­мировании добродетельного поведе­ния граждан, сколько в том, что она имеет практический смысл: раскры­вает основы политики и помогает правителям, давая им «мудрость управления». Сам Макиавелли на про­тяжении ряда лет в начале XVI в. иг­рал важную государственную роль во Флоренции, однако в 1513 г. с воз­вращением к власти Медичи был от­правленизгнание. Тогда, находясь в ссылке в своем имении, он написал знаменитые исторические работы: Его трактат «Государь» (1513) положил на­чало политической теории нового вре­мени. Его рассматривают как один из краеугольных камней в фундаменте концепции абсолютизма. Вероятно, на Макиавелли повлияли политические обстоятельства, в которых находилась Италия в те времена. Ее раздроблен­ность и политическая слабость были фактором, способствовавшим агрес­сивным устремлениям соседей (италь­янские войны), в таких обстоятельст­вах Макиавелли оправдывал тирани- ческую власть правителей, видя в ней неизбежную необходимость в Во имя «государственных интере­сов» допустимо, что правитель нару­шает данное им слово или бывает жестоким; то, что неприемлемо в от­ношениях обычных людей, допустимо в действиях государя. Он пишет: «Лю­бят государей по собственному усмот­рению, а боятся - по усмотрению го­сударей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зави­сит от него, а не от кого-то другого; важно лишь в любом случае не навле­кать на себя ненависти подданных». Из опыта истории Макиавелли делал вывод, что великие дела чаще совер­шали те правители, которые не счита­ли честность главной добродетелью, а могли обвести вокруг пальца. Чтобы сокрушить врагов, князь прибегает к способу действия и человеческому (за­коном), и звериному (силой), если пер­вого оказывается недостаточно. «Из зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капка­нов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпуг­нуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться вер­ным своему обещанию, если это вре­дит его интересам и если отпали при­чины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но лю­ди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ни­ми так же. А благовидный предлог на­рушить обещание всегда найдется», - пишет он. Конечно, главные аргумен­ты для Макиавелли - исторические примеры, которые он, однако, черпает не только из античности, но и более близкого времени. Так, обращаясь к Франции, он утверждает, что парла­менты помогают удерживать наглость знати, с одной стороны, и народ в уз­де, с другой. «Отсюда еще одно полез­ное правило, - замечает он - дела, не­угодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - ис­полнять сами».

В наиболее зрелой исторической работе ''История Флоренции» (1520- 1525) Макиавелли высказывал убеж­дение, что в теории наилучшей фор­мой государственного устройства яв­ляется республика, но при этом он пессимистически полагал, что такое устройство ведет к узкопартийному духу и политической борьбе, которые могут возобладать над государствен­ными и гражданскими интересами. По этой причине Флоренция оказалась неспособной объединить Италию, ис­торию которой он и рассматривает под углом зрения упущенных возмож­ностей ее объединения. В центре вни­мания Макиавелли политическая борьба, которая часто не зависит от воли отдельных людей.

Вопрос 2.

Билет №13.

1. «10 диалогов об истории» Патриция. Ж. Боден.

2. Биок и Февр и их исторические взгляды.

Вопрос 1.

Гуманистическая историо­графия. за пределами Италии. Б XVI в. гуманистические идеи распро­странились в странах к северу от Альп. Во Франции тогда успехов дос­тигла юриспруденция, центрами изу­чения которой первоначально были университеты Бурже и Тулузы. Это стало толчком для написания Жаном Боденом (1530-1596) трудов историко-юридического характера. От пред­шественников он взял идею, что исто­рия может служить научным методом юриспруденции, поскольку дает поли­тическую мудрость и знание юридиче­ских прецедентов. В трактате ''Метод легкого познания истории» (1566) Бо­ден признавал, что история «выше всех наук», считая главной ее функци­ей собирание материала для юриста, опираясь на который, последний мо­жет создать универсальную систему юриспруденции. Боден фактически конституировал историю как науку и приписывал ей особый метод позна­ния. Он признавал, что примерами порока и добродетели история обуча­ет, но право выставлять оценку при­надлежит не историку, а только чита­телю. Что касается историка, то его задача в том, чтобы представить фак­ты, исключив собственные симпатии и антипатии. В этом смысле Бодена даже называют предшественником позитивистов XIX в.'>

В другой работе «Шесть книг о го­сударстве» (1576) он развивал мысль о существовании в истории объектив­ных, то есть независимых от людей закономерностей, прежде всего, свя­занных с влиянием географической среды. Он придерживался идей гео­графического детерминизма, полагая, что среда определяет психический склад народа и его историческую судьбу. Негативное влияние географи­ческой среды может быть сглажено разумными законами. Гуманистиче­ская направленность нашла отраже­ние в идее Бодена об историческом прогрессе, проявления которого он видит в географических открытиях, развитии науки и искусства. В то же время он был одним из главных демо- нологов {гонителей ведьм) той эпохи. В этом сказалось противоречивое влия­ние времени.

Вопрос 2.

Билет №14.

1. Гуманистический период в развитии историографии Франции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.