Лоренцо Вала и зарождение исторической критики
Эрудиты в гуманистической историографии пытались установить общие критерии и принципы критики исторических источников - это принцип рационализма (рациональный критерий); более достоверный источник (более древний) => закладывают основы метода, которым воспользовался Лоренцо Вала(1407-1457) – основатель исторической критики (между риториками и эрудитами), жил в Неаполе. Труд «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», 1440г. написана, а опубликована в 1517г. в Германии. Римский император Константин, ввел христианство в империи, передал духовную власть над Европой в руки 1-му папе Римскому, есть «документ, обосновавший гегемонию римских пап и дающий им возможность претендовать на светскую власть». Вала в своей работе доказал, что этот документ фальшивка: документ 8 века, а не 4 века. Вала представил идеальный метод критики исторического источника: дипломатическая критика; рационалистическая критика - ни в одном источнике нет упоминания об этом факте; филологическая критика - в документе употребляются слова неизвестные в 4 веке, они появились позже; провёл сравнительный анализ – в древних источниках 4 века нет упоминания об этом документе, в написании документа много варварской латыни. Вала доказал значение исторических источников в исследовании и их достоверность. Он разрушил политическую концепцию. Однако самым знаменитым из историков Возрождения считают Лоренцо Валлу (1407-1457), бывшего одновременно богословом и филологом, публикатором древних авторов. В отличие от Аристотеля Валла полагал, что история выше поэзии и философии, потому что основана на «безусловной истине», она полезнее, «ибо полна мудрости». Среди его сочинений для историографии главное значение приобрела книга "Размышление о подложном и вымышленном дарении Константина», написанная, по- видимому, в 1440 г., но опубликованная только в XVI в. Именно в этой книге заложена идея филологической критики исторических источников, и тем самым «было положено начало той революции в историографии, которая с течением времени привела к конституированию истории как университетской дисциплины».5 Между тем эта работа совсем не создавалась как академическая. По сути это был памфлет, написанный в совершенно конкретных исторических обстоятельствах. В 30-х гг. XV в. в Италии проходила острая борьба за Неаполь, в которой столкнулись король Альфонс Арагонский (на стороне его и находился Валла) и герцог Рене Анжуйский, которого поддерживал папа Евгений IV. Обстоятельства были благоприятны для Альфонса Арагонского: у папы было немало политических противников, и сам он был на время изгнан из Рима в результате восстания. Проявив (в духе Макиавелли) повадки лиса и льва, папа при помощи воинственного кардинала Вителлески восстановил свою власть, и последний совершил походы на Неаполь, в конечном счете неудачные, в ходе которых Альфонс, однако, едва избежал пленения. В таких обстоятельствах партии Альфонса Арагонского требовалось подорвать авторитет папы, доказать, что священный престол не имеет права вмешиваться в неаполитанские дела. На протяжении столетий папский престол использовал документ под названием «Донация Константина» («Дарение», «Конституция»), приписываемый знаменитому императору IV в. Константину, для обоснования своих прав на вмешательство в дела светских властей в разных странах. На него ссылался и папа Евгений IV. Смысл «Донации» в том, что в благодарность за излечение от проказы и крещение Константин якобы передавал римскому папе Сильвестру I императорскую власть в Риме, Италии и западных провинциях и выражал желание перенести свою резиденцию в Византию. Подложность именно этого документа и доказал Валла, обосновав мнение, что это более поздняя подделка. Фактически историк подошел к рассмотрению древнего текста с трех позиций. Во-первых, с точки зрения ра- циона\ист11ческой: он не видел разумных объяснений действиям Константина, если они имели место на самом деле. Во-вторых, он обратил внимание, что о дарении не говорится в других сохранившихся источниках IV в., а это по меньшей мере странно, потому что такое выдающее событие, если оно действительно произошло, не могло пройти мимо внимания современников. В-третьих, и это главное, Валла утверждал, что язык "Константинова дара" отличается от того, как писали в IV в., это варварская латынь более позднего времени. Такая точка зрения была подтверждена учеными в Х1Х-ХХ вв., когда было доказано, что первоначальный текст ведет происхождение из канцелярий пап Стефана III (752-757) и особенно Павла I (757- 767), известного проповедью культа папы Сильвестра 1. Как видим, значение сочинения Валлы вышло за рамки сиюминутных политических интересов, хотя его стиль свидетельствует о политической заостренности. Характеризуя угрозы, содержавшиеся в адрес тех, кто захочет изменить в грамоте хоть букву («восстанут против него святые апостолы Петр и Павел, да будет он повергнут в геенну огненную вместе с диаволом и всеми нечестивцами»), Валла замечает: «Эта ужасная угроза не может принадлежать императору или светскому государю; это язык древних жрецов и нынешних священников. Не Константину принадлежат эти слова, а некоему темному клирику, не знающему, ни что надлежит сказать, ни какими словами выразить мысль; раскормленный и тучный, в парах вина, он излагает эти анафемы, эти проклятия, которые никого не поражают, кроме него самого». Вопрос 2. Историки-позитивисты Г.Бокль и И.Тэн. Историки-позитивисты:1)Генри Томас Бокль (1821-1862) Труд «История цивилизаций в Англии», 2 тома. История - самое благородное и самое трудное из всех занятий. В данный момент история отстаёт от естественных наук (изучает отдельные факты), не выводит общие закономерности. Общество развивается по законам. История может выводить эти законы. Есть два основных фактора, которые влияют на историческое развитие – это географическая среда и человеческий ум. В их взаимодействии происходит прогрессивное развитие. Основу исторического развития составляет развитие разума и просвещения. Стимулом умственного развития является сомнение и скептицизм. Где вера там нет прогресса. На смену вере приходит сомнение - появляется тяга к исследованию. 2).Ипполит Тэн (1823-1893).Труд «Происхождение современной Франции», 4 тома. Во введении своей книги изложил теоретические воззрения. История – объективная наука, задача изучать факты и выявлять закономерности. Общество- часть природы, человек и животное почти тождественны. Человек –социализированная обезьяна. Люди подменяются установленным правилом. «В критические моменты животные инстинкты человека вырываются наружу». В каждом человеке есть навязчивая идея. Она наиболее выражается у интеллектуалов. Великая французская революция – ломка устоявшихся правил. Революция – гибельный взрыв животных страстей. Революция не создала ничего нового. Она не уничтожает деспотизм, а создаёт её новые формы. Позитивизм явственно проявился во взглядах Генри Томаса Бокля (1821-1862), исторический труд которого получил еще при жизни автора признание не только в Англии, но и в других странах. Бокль не имел специального исторического образования - он пришел в историографию как любитель. Рано проявив блестяцще способности, Бокль получил от отца, богатого лондонского купца, право заняться самообразованием. Он усиленно трудился, занимаясь языками и читая разнообразную литературу. К тридцати годам он говорил на 7 языках, читал на 19. Получив после смерти отца наследство, он потратил его на приобретение библиотеки. Первоначальный план Бокля был грандиозен: он задумал написать историю человеческой цивилизации в 15 томах. До своей смерти Бокль успел подготовить только два тома книги, названной им «тИс- тория цивилизации в Англиш (1858; 1861). Оба они вызвали широкий интерес у публики.
Билет №12. 1. «Политическая» школа гуманистической историографии. Н. Маккиавелли. 2. Немецкая историография конца 19 века. Буркхард и Ламбрехт. Вопрос 1. «Политическая школа» в гуманистической историографии. Николо Макиавелли. К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школ-риторическая, эрудитская, политическая.Политическая школаизучает историю для того, чтобы извлечь из неё уроки для настоящего и будущего. Интересует взаимосвязь событий, пытаются выявить причины событий. Пытаются найти в истории более глубокие причины, чем воля Бога или личности. Представитель политической школы Макиавелли (1469-1527) (Флоренция, 1-я пол. 16в.), политик, дипломат, философ. Две работы: 1).«Государь»: в истории главное – государственный интерес, которому монарх должен служить (государственный интерес стоит выше монарха). Жертвы ради государственного интереса оправдывают всё (государственный интерес – высшая ценность). Прагматизм. Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, которое подводит его к необходимости избирательного отношения к материалу (выбирать то, что важно, нужно и является подтверждением модели). Идёт по проблемно-хронологическому способу изложения материала - причинно-следственная связь событий. 2). «Истории Флоренции»: в теории предпочитает республику, но на практике – монархию. Один из первых увидел в истории не хаотичное нагромождение событий и фактов, а проявление некоторых закономерностей – это последовательная смена форм правления (происходит у всех народов): монархия à аристократическая республика à демократия à охлократия à тирания => идея круговорота. Главный двигатель этого круговорота – политическая борьба, её основа – борьба интересов, устремлений (не ограничивается личными устремлениями, за ней стоят определённые группы). Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, это приводит его к избирательному отношению к материалу. События излагаются в причинно-следственной связи (проблемно-хронологическое изложение материала). В гуманистической историографии принято также выделять политическую школу, самым видным представителем которой считают Николо Макиавелли (1469-1527). Как и риторики, Макиавелли искал в истории пользу (обучение на примерах), но он видел ее значение не столько в формировании добродетельного поведения граждан, сколько в том, что она имеет практический смысл: раскрывает основы политики и помогает правителям, давая им «мудрость управления». Сам Макиавелли на протяжении ряда лет в начале XVI в. играл важную государственную роль во Флоренции, однако в 1513 г. с возвращением к власти Медичи был отправленизгнание. Тогда, находясь в ссылке в своем имении, он написал знаменитые исторические работы: Его трактат «Государь» (1513) положил начало политической теории нового времени. Его рассматривают как один из краеугольных камней в фундаменте концепции абсолютизма. Вероятно, на Макиавелли повлияли политические обстоятельства, в которых находилась Италия в те времена. Ее раздробленность и политическая слабость были фактором, способствовавшим агрессивным устремлениям соседей (итальянские войны), в таких обстоятельствах Макиавелли оправдывал тирани- ческую власть правителей, видя в ней неизбежную необходимость в Во имя «государственных интересов» допустимо, что правитель нарушает данное им слово или бывает жестоким; то, что неприемлемо в отношениях обычных людей, допустимо в действиях государя. Он пишет: «Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь в любом случае не навлекать на себя ненависти подданных». Из опыта истории Макиавелли делал вывод, что великие дела чаще совершали те правители, которые не считали честность главной добродетелью, а могли обвести вокруг пальца. Чтобы сокрушить врагов, князь прибегает к способу действия и человеческому (законом), и звериному (силой), если первого оказывается недостаточно. «Из зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется», - пишет он. Конечно, главные аргументы для Макиавелли - исторические примеры, которые он, однако, черпает не только из античности, но и более близкого времени. Так, обращаясь к Франции, он утверждает, что парламенты помогают удерживать наглость знати, с одной стороны, и народ в узде, с другой. «Отсюда еще одно полезное правило, - замечает он - дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами». В наиболее зрелой исторической работе ''История Флоренции» (1520- 1525) Макиавелли высказывал убеждение, что в теории наилучшей формой государственного устройства является республика, но при этом он пессимистически полагал, что такое устройство ведет к узкопартийному духу и политической борьбе, которые могут возобладать над государственными и гражданскими интересами. По этой причине Флоренция оказалась неспособной объединить Италию, историю которой он и рассматривает под углом зрения упущенных возможностей ее объединения. В центре внимания Макиавелли политическая борьба, которая часто не зависит от воли отдельных людей. Вопрос 2. Билет №13. 1. «10 диалогов об истории» Патриция. Ж. Боден. 2. Биок и Февр и их исторические взгляды. Вопрос 1. Гуманистическая историография. за пределами Италии. Б XVI в. гуманистические идеи распространились в странах к северу от Альп. Во Франции тогда успехов достигла юриспруденция, центрами изучения которой первоначально были университеты Бурже и Тулузы. Это стало толчком для написания Жаном Боденом (1530-1596) трудов историко-юридического характера. От предшественников он взял идею, что история может служить научным методом юриспруденции, поскольку дает политическую мудрость и знание юридических прецедентов. В трактате ''Метод легкого познания истории» (1566) Боден признавал, что история «выше всех наук», считая главной ее функцией собирание материала для юриста, опираясь на который, последний может создать универсальную систему юриспруденции. Боден фактически конституировал историю как науку и приписывал ей особый метод познания. Он признавал, что примерами порока и добродетели история обучает, но право выставлять оценку принадлежит не историку, а только читателю. Что касается историка, то его задача в том, чтобы представить факты, исключив собственные симпатии и антипатии. В этом смысле Бодена даже называют предшественником позитивистов XIX в.'> В другой работе «Шесть книг о государстве» (1576) он развивал мысль о существовании в истории объективных, то есть независимых от людей закономерностей, прежде всего, связанных с влиянием географической среды. Он придерживался идей географического детерминизма, полагая, что среда определяет психический склад народа и его историческую судьбу. Негативное влияние географической среды может быть сглажено разумными законами. Гуманистическая направленность нашла отражение в идее Бодена об историческом прогрессе, проявления которого он видит в географических открытиях, развитии науки и искусства. В то же время он был одним из главных демо- нологов {гонителей ведьм) той эпохи. В этом сказалось противоречивое влияние времени. Вопрос 2. Билет №14. 1. Гуманистический период в развитии историографии Франции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|