Леапольд Ранке и его историческая концепция.
Вопрос 1 Вопрос 2. Л. Ранке и его историческая концепция. Леопольд фон Ранке (1795-1886), богословское образование. Труд «История романских и германских народов с 1494 по 1535гг.», приложение «Критика новейших историографов», критикует французских и немецких историков. Его приглашают в Бирмингемский университет. Написал 54 тома работ, рассматривал истории Германии, Англии, Франции (средневековье – новое время), историко-международные отношения, историю папства. В 85 лет начал писать всемирную историю (успел 9 томов). Ранке вместе с романтиками критиковал Просвещение за морализм, за стремление просветителей судить историю => занял особое место в историографии. Отделяет себя от романтиков, в которых видит отрицательное (приукрасить действительность). Главное в истории – государство, ему подчинены интересы личности. Сила государства в его мощи по сравнению с другими государствами. Главный фактор исторического развития – внешняя политика, она предопределяет характер внутреннего развития государства. Война - вечный закон существования государства (каждое государство стремится быть сильным и преобладать над другим) => политика государства всегда есть политика силы. Войны имеют положительное значение в истории - содействуют гармоничному развитию нации; стимулируют это развитие; положительно влияют на культуру, т.к. в силе проявляется народный дух. Ранке ввёл в научный оборот новый тип источников (государственно-правовые акты и дипломатические документы). Добивается высшего мастерства в критике исторических источников (критико-филологический метод). Государственно-правовые акты и дипломатические акты – объективны. Субъективны – частные письма (можно использовать в дополнении). Ранке мастер исторического портрета. Ранке провозглашён официальным историографом. Билет №15. 1. Гуманистическое движение Великобритании и Нидерландах. 2. Позитивизм и его характерные черты в историографии 2 половины 19 века. О. Конт. Вопрос 1. Вопрос 2. Позитивизм и его характерные черты в историографии 2-й пол. 19в. Позитивистская историография 2-й пол.19в.- внутренние слабости методологии романтизма. Переход от романтизма к позитивизму – большое внимание оказала научно-техническая революция. В результате промышленной революции происходит научно-техническая революция. Меняется отношение к естественной науке и науке вообще. Появляются мировоззренческие идеи (в философии). Родоначальник - Огюст Конт.Одной из задач поставил реформу исторической науки и пообещал определить её место в системе наук. История и другие гуманитарные науки – такая же наука как физика, биология. Историки должны: выявлять факты и изучать законы; выявлять и накапливать достоверные факты; отказаться от образного эмоционального изображения материка и от субъективной оценки. Собирать факты должны историки-профессионалы. А обобщать их и выявлять законы должна социальная физика (в будущем социология). В основе исторического развития лежит движение разума. Периодизация всемирной истории (по развитию разума): 1).Теологический век, фиктивный способ мышления (до 18в.). 2).Метафизический век, абстрактный способ мышления (Просвещение). 3).Век позитивизма: устные законы развития (19в). По Конту общество развивается эволюционно. На развитие могут влиять различные факторы (экономические, политические, социальные, биологические и т.д). Теория равнозначных факторов (плюрализма) => история должна стать коллективной наукой. Позитивизм в историографии разбился на ряд направлений в зависимости от предпочтений историками тех или иных факторов. Для историка-позитивиста самое главное – это не само событие, а его предпосылки. Изучать не столько индивидуальные явления, сколько явления коллективные. Следствия распространения позитивизма:« + »: 1)сбор достоверных фактов; 2)повсеместное распространение критического анализа источников и совершенствование исследовательской техники; 3)распространение представлений об исторической добросовестности; 4)нормой становятся сноски и научно-исследовательский аппарат; 5)появляется новый жанр в исторической литературе (монография). « - »:1)задача (выявление закономерностей) оказалась невыполненной; 2)история оказалась вне системы позитивных наук. Осталось позитивное восприятие фактов, как отдельных объектов исследования. Субъект (историк) только фиксирует существование объекта => объект существует в реальности и должен существовать независимо от субъекта. В результате исторические знания становятся энциклопедией. В методологическом отношении наиболее характерной чертой историографии второй половины XIX в. было возникновение и распространение позитивизма, основателем которого считается французский мыслите.\ь Огюст Конт (1798-1857). Хотя позитивизм как фундамент исторических исследований подвергался все более нараставшей критике с начала XX века, а особенно с 1920-30-х гг., его и сейчас нельзя считать прошедшим этапом. Значительная часть историков и сегодня, осознанно или неосознанно, стоит на позитивистских позициях. Существует точка зрения; многие современные российские историки в условиях после падения советской марксистской идеологии стоят на позициях, которые можно определить как «смесь» марксизма и позитивизма. В работе «Дух позитивной фило- софиш (краткое изложение опубликованного в 1830 г. «Курса позитивной философии») Конт утверждал, что человеческое мышление проходит в развитии три главных стадии: богословскую, метафизическую и позитивную (научную). На основе такой периодизации он объяснял изменения в обществе, экономике, политическом и эстетическом развитии человечества. Положительная наука сначала утвердилась в математике и астрономии, затем на их основе в физике и химии, а на основе последних - в биологии. Главная идея Конта заключалась в том, что для общественного развития характерны такие же строгие законы, как для точных наук. Последние основываются на многократно проверенных, точных фактах и теориях. Так же и в социальных науках ученый может установить проверямые, в том числе статистически, закономерности. Конт писал: «Полная реорганизация, единственно способная прекратить великий современш>1й кризис в области мысли - действительно состоит в построении социологической теории, которая могла бы надлежащим образом объяснить человеческое прошлое... Теология и метафизика в силу их абсолютного характера были склонны рассматривать только часть прошлого... Положительная философия, благодаря своему в высшей степени относительному характеру, единственно может надлежащим образом представить все исторические эпохи как различные определенные фазисы одной и той же эволюции, где каждый фазис вытекает из предыдущего и подготовляет следующий за ним в зависимости от неизменных законов, точно определяющих его специальное участие в общей цепи фактов; эта философия позволяет всегда без упрека в непоследовательности и пристрастии отдавать должную философскую справед- .\ивость всем событиям, содействовавшим прогрессу». Развивая эти идеи, сторонники позитивизма подчеркивали необходимость и возможность получения «позитивных» {достоверных, точных) знаний о прошлом, которые можно добыть, например, работая в архивах. Труды профессиональных историков постепенно приобрели ту форму, которая хорошо нам знакома: опора на архивный источник и соответствующие сноски. Для позитивистов исторический факт существует как таковой - историк лишь фиксирует его на бумаге. Историки позитивисты расширили «репертуар» историографии. Если в первой половине XIX в. преимущественное значение отводилось политической истории (можно вспомнить Ранке , у которого главными «действующими лицами» истории были государства), то в историографии второй половины XIX в. «прозвучал» интерес к общественным институтам, явлениям культуры и т.д. Впрочем, сдвиги такого рода не следует преувеличивать: позитивистская историография оставалась по преимуществу историографией политических и дипломатических событий - не сл)^айно критика позитивизма в трудах основателей знаменитой французской исторической школы Анналов началась с тезиса о необходимости отказа от чисто событийной истории.
Билет №16. 1. Картезианские идеалы науки. Теория естественного договора и общественного права. 2. Романтическая историография Великобритании. Вопрос 1. 2 Билет №17. 1. Французские просветители как историки. 2. Материалистическое понятие истории в трудах Маркса и Энгельса Вопрос 1.
Французские просветители как историки. Шарль Монтескьё (1689-1755). Нет чисто исторических сочинений (с экскурсиями в историю). Работы: «О причинах величия и падения римлян», 1734г. «О духе законов». Интересуется историей государства и права, изучает историю государственных учреждений, государства и права Греции, Рима, Англии, Швейцарии и средневековой Европы. «Почему у разных народов существуют разные формы государства?» По Монтескьё все явления общественной жизни подчиняются общим закономерностям (объективным законам), которые предопределяют характер общественного устройства и особенности исторического развития. Один из законов – влияние природных условий на развитие народов. У южных народов преобладают деспотичные формы правления, а у северных – демократия или ограниченная монархия. Это связано с законами, которые народы создают для себя. Почему?: разный психологический склад народов. Откуда?: природные условия такие (есть некая заданная объективность, которая предопределяет заданную закономерность). Теория влияния окружающей среды на развитие становится ещё одной исторической закономерностью. Жан-Жак Руссо (1712-1778). Работы «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми», «Общественный договор». Материализм исторических взглядов. Историзм. В его работах исторический процесс разворачивается как единый и закономерный. Возникновение и смена общественных форм ставит в зависимость от материальных условий жизни. Люди – часть природы, у них нет социальных институтов. Сложность самообеспечения, рост народонаселения – это стимул к самосовершенствованию. От кочевого к осёдлому образу жизни, появилась семья - этот этап назван «золотым веком человечества». Самосовершенствование приводит к обработке металлов и земледелию. В социальном плане совершенствование приводит к гибели (неравенство, частная собственность = > неравенство). Появилась необходимость новой формы организации людей – это общественный договор, создание государства. Форма государственного устройства связана с распределением собственности (где богат один – монархия, богаты немногие – аристократическое правление). Вопрос 2.
Развитие исторической науки заставляло историков искать объяснения исторических процессов и событий. Маркс выделяет главный фактор – производственные отношения (экономические, материальные). Бытие определяет общественное сознание. В этом Маркс видит объективность исторического процесса. В процессе развития производственных сил совершенствуется общественная организация, возникают производственные отношения. В обществе есть экономический базис, он определяет специфику всех остальных отношений. С материалистических позиций можно объяснить причину прогресса развития всех общественных отношений => Маркс определил движущую силу всех важных исторических событий. Разработал концепцию общественно-экономическихформаций. В своём развитии народ проходит определённые этапы. Каждому этапу соотносится определённая общественно-экономическая формация. Выделяет пять формаций: первобытно-общинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая. Разработал концепцию классовой борьбы и революции. В каждой формации существует два онтогенетических класса: 1)господствующий (владеет собственностью), 2)угнетённых и неимущих. Между ними идёт постоянная классовая борьба => класс угнетённых свергает господствующий. Это происходит в результате революции (становится обязательным условием исторического развития). Следствие революции – перестройка политической и идеологической систем, производственных отношений. Маркс даёт новую трактовку идеи прогресса. Периоды эволюционного развития сменяются скачками. Маркс выделяет тезис о народной массе как движущей силе истории. Определяет конечную цель исторического развития – в результате революции будет уничтожена не только очередная формация, а будет создана особая общественная организация с общественной собственностью. « + »:марксизм давал наиболее цельные, внутренне-логичные объяснения исторического развития; марксизм, давая разумные ответы на вопросы, стоящие перед общественными науками, устанавливал первопричину общественной жизни и тем самым определял исходный пункт и конечную цель любого исторического исследования. « - »: односторонность в объяснении исторических событий (всё сводилось к экономике); упрощённое толкование исторических событий. Классовый характер теории Маркса изначально связывает возможность прогресса и будущее человеческого общества с насильственным низвержением капиталистической системы и с победой пролетариата. Вся история – предистория светлого будущего. Под влиянием марксизма историки стали обращать внимание на экономические проблемы и вопросы. Основные черты марксистской методологии истории, В середине XIX в., когда романтизм утрачивает свое влияние и зарождается позитивизм, возникает еще один методологический подход, сыгравший важную роль в историографии на протяжении последующих десятилетий и сохраняющий известное влияние и в настоящее время. Его создание связано с именами Карла Маркса (1818-1881) и Фридриха Энгельса (1821-1895), которые считали, что разработали зрение, в политическом плане способное привести к изменению социального и политического устройства общества в интересах прежде всего рабочего класса, а в научном - объяснить закономерности общественного развития. Сами марксисты связывали возникновение этого учения с обострением классовых противоречий в европейских странах и началом самостоятельной борьбы пролетариата за свои социальные и политические права (рабочие восстания в Лионе во Франции в 1831 и 1834 гг., чартизм в Англии в 30-40-хх гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 г.), а в качестве теоретических источников марсизма называли немецкую философию (Г.В. Гегель, Л. Фейербах), британскую политическую экономию (А. Смит, Д. Рикардо) и критический утопический социализм (А. де Сен- Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии). Теория общественного развития стала для Маркса и его последователей основой для объяснения истории человечества. К концу XIX в. марксизм превратился во влиятельное направление в историографии, однако его основные метологические положения были изложены уже в ранних работах Маркса и Энгельса в 1840-х гг. В принципе их можно свести к трем главным позициям: о роли народных масс в истории; о значении экономического фактора и общественно- экономических формациях; о роли классовой борьбы. Первой большой совместной работой Маркса и Энгельса было ''Святое семейство, или Критика критической критики» (1845), написанная после разрыва Маркса с кружком младогегельянцев, лидерами которого были братья Бауэры (этим объясняется ирония в названии книги). Если Бауэры придерживались модной в то время у радикально настроенной молодежи теории, что историю делают вьщающиеся герои, «критические личности», то Маркс и Энгельс выдвинули тезис, что истинным творцом истории являются народные массы, которые и определяют исход главных исторических событий. Величие исторической личности определяется главным образом тем, насколько она выразила потребности народа. Акцентирование внимания на роли народа стало характерной чертой, присущей марксистской историографии. В 1845-46 гг. был написан труд Маркса и Энгельса ^Немецкая идеология», обосновывавший важнейшую идею: экономический фактор является решающим в общественном и историческом развитии. Рассматривая причинно-следственные связи между явлениями, марксисты не отрицают, что на ситуацию мохут влиять разные мотивы, но в конечном счете ход истории определяют объективные, то есть напрямую независимые от во.\и людей экономические закономерности. Какую проблему ни рассматривает историк-марксист, главную причину исторических явлений он видит в экономике; все дрзт-ие причины имеют относительно второстепенный характер. В этой работе Маркс и Энгельс раскрывают понятие способа производства и его составляющей - производственных отношений, в которые люди вступают между собой в процессе производства. Существуют разные типы производственных отношений, что и служит критерием для выделения социально-экономических (или общественно-экономических) формаций. Таким образом, на основе анализа роли экономического фактора в истории в этом труде разработана фор- мадионная теория, в соответствии с которой человечество проходит пять основных формаций: первобытную (неантагонистическую), рабовладельческую. феодальную, буржуазную (капиталистическую) и коммунистиче- ск>'ю (при наступлении которой будет устранено имзтцественное и социальное неравенство). Правда, в «Немецкой идеологии» упомянут также азиатский способ производства как особый тип формационного устройства - это породило в дальнейшем дискуссии в марксистской литературе, особенно среди востоковедов, о сущности такого понятия. Теория формаций стала фундаментом марксистской периоди- задии истории. В работе "Нищета философии» (1847) Маркс давал критику трудам своего идейного противника П.Ж. Прудона (поводом стала работа последнего «Философия нищеты»), но также в ней формационная теория получила дальнейшее развитие. Маркс заявлял об открытом им законе «соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил». Неизбежный рост производительных сил, совершенствование технологий производства ведут к изменениям в сфере прю- изводственных отношений. Эту идею Маркс сформулировал в следующих словах: «Ветряная мельница дает общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом». Третье важное положение марксизма - о роли классовой борьбы в истории - сформулировано Марксом и Энгельсом в ^'Манифесте Коммунистической партии»' (1847), программном документе Союза Коммунистов, основанного незадолго до революции 1848 г. Первая фраза введения («Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма») отразила настроение революционных ожиданий. Главная установка работы зафиксирована в первых словах первой главы: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Таким образом, главным стержнем истории в антагонистических обществах провозглашалась классовая борьба: в рабовладельческом обществе - борьба рабов с рабовладельцами, в феодальном - крестьян с феодалами, в современном капиталистическом - борьба пролетариата против буржуазии. Высшим проявлением классовой борьбы являются революции - главные исторические события, в ходе которых происходит смена формаций. В эпоху расцвета железнодорожного строительства Маркс называл революции «локомотивами истории». Именно на изучение классовой борьбы и были более всего направлены усилия историков-марксистов. Классовый подход также предполагает, что любой субъект исторического процесса, идет ли речь об отдельных личностях или об общественных или идейных институтах (правительства, партии, школы и т.д.), выражает интересы определенного класса. Усилия историков- марксистов поэтому всегда направлялись на рассмотрение классовой сущности исторических явлений. Маркс о проблемах истории нового времени. Создатели марксизма не только разработали теорию исторического процесса, но и проявляли большой интерес к изучению отдельных исторических событий как прошлого, так и современного им периода. Таким образом, их труды положили начало марксистской историографии истории нового времени. В работах Маркса прослеживается характерное и для многих его последователей стремление «актуа.\изировать- и «политизировать» историю, то есть использовать ее для подтверждения их взглядов на современные общественные явления. Большой интерес к истории, способность к обобщению и выделению в исторических процессах того, что казалось ему основным, помогали Марксу в политической борьбе, в критике политических противников.
Особое значение Маркс и Энгельс придали революциям нового времени, которые рассматривались ими как «ранние буржуазные революции», положившие начало переходу к буржуазному обществу. К их числу, прежде всего, относились Английская революция середины XVII в. и Великая Французская революция XVIII в. Для марксистов эти революции - «буржуазные», т.е. утвердившие наступление капиталистической эры. В них буржуазия выступила как революционный класс, способствовавший общественному прогрессу. В декабре 1848 г. Маркс написал работу '(Буржуазия и контрреволюция», посвященную, в целом, революционным событиям 1848 г. в Пруссии. В ней он противопоставлял мартовскую революцию в этой стране и умеренную, осторожную, «контрреволюционную» позицию прусской буржуазии Английской и Французской революциям и ведущей роли буржуазии в них: «Революции 1648 и 1789 годов не были английской и французской революциями; это были революции европейского масштаба. Они представляли не победу определенного класса общества над старым политическим строем; они провозглашали политический строй нового европейского общества... Эти революции выражали в гораздо большей степени потребности всего тогдашнего мира, чем потребности тех частей мира, где они происходили, т.е. Англии и Франции». Билет №18. 1. Критический метод в исторической и классической филологии. 2. Кризис западной историографии в начале 20 века. Вопрос 1. Вопрос 2. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|