Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ



Разработанная концепция взаимодействия кафедры коммуникативных навыков, других теоретических и клинических кафедр вместе с Центром КН основывается на следующих принципах: от основных, базовых навыков коммуникации к специфическим, специализированным, преемственности обучения, этапности обучения, взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками, соответствии овладения навыками методам их оценки, постоянный мониторинг эффективности обучения, вовлечение в образовательный процесс специалистов соответствующих профилей, соответствие обучения коммуникативных навыков условиям обучения.

Ниже представлена траектория формирования коммуникативной компетентности на модели специальности «Общая медицина», а также рассмотрены перспективы ее развития для других специальностей.

 

Начальный уровень коммуникативной компетентности

В основе коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений.

 

Эта психологическая черта обозначается термином аффилиация— потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению».Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне — в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения.

 

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность, — это эмоциональная стабильность, уравновешенность с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает избегать «психологических срывов», конфликтов во взаимоотношениях с больными.

 

Очень важным психологическим качеством в системе взаимоотношений является эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с другими людьми, получить более полную и точную информацию о нем.

Данные характеристики являются неспецифическими, а потому могут быть сформированными у студента уже на начальных курсах. Выработкой этих навыков могут заниматься специалисты с немедицинским психологическим образованием.

 

Предлагаемые ниже перечни начальных и базовых коммуникативных навыков могут служить примером для развития коммуникативной компетенции. Более детальным ориентиром на уровни коммуникативной компетенции являются перечни коммуникативных навыков, приведенные в оценочных листах (см. Глава № 5)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.