КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Важной стороной успешной деятельности медицинской сестры является не только высокий уровень специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и умения медсестры строить доверительные отношения с пациентом. Это обусловлено тем, что не редко в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся пациенты не подозревая того, что эти соматические нарушения могут иметь психогенный характер. В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему здоровью. Пациенты обычно видят медицинских сестер, более доступными, чем врачей, и если у них есть проблема, которую они хотят обсудить, то они скорее обратятся к медицинской сестре, которая постоянно находится рядом, чем к лечащему врачу. Высокоразвитые навыки общения помогут построить хорошие терапевтические отношения с каждым из больных.
Для этого студентам факультета «Сестринское дело» должна быть предоставлена возможность развивать коммуникативную компетентность в течение всех лет обучения в университете. Основным признаком коммуникативной компетентности медицинской сестры является ее убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознание людей, стремящих понять друг друга, которому можно научить.
В центре коммуникативных навыков данный момент разрабатывается программа развития коммуникативной компетентности, которая включает несколько этапов.
Основной задачей первого этапа является формирования у студентов следующих компетенций: - устанавливать контакт между медицинской сестрой и пациентом, с родственниками больного, учитывая их психологические особенности, уровень образования и т.д. - получать необходимую информацию правильно интерпретируя речь и поведение пациента; - определять связь между устной информацией и ее невербальными проявлениями; - используя коммуникативные приемы в доступной форме передать необходимую информацию пациентам и родственникам больного; - для улучшения коммуникативного умения выделять характерные часто повторяемые слова пациента; - развитие умения встречаться с чувствами другого человека, и делиться своими чувствами к пациенту, помогает установить эмоциональный контакт с больным, и вселить веру в выздоровления.
Развитие коммуникативных навыков у студентов подразумевает, контроль опытных преподавателей на первом и втором курсе за это будут отвечать преподаватели кафедры «коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии». Формирование коммуникативной компетенции включает в себя использование интерактивных методов обучения.
На втором этапе предполагается развитие углубленной коммуникативной компетенции, так как медицинской сестре приходится проводить различные медицинские процедуры, подготавливать пациента к исследованию, вести воспитательную, просветительную деятельность. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, среди больных является медицинская сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы.
Справиться с этой задачей поможет развитие следующих коммуникативных компетенций: - навык устанавливать контакт с пациентом перед манипуляцией учитывая ее характер и сложность; - устанавливать уровень информированности о данном виде вмешательства; - используя техники эффективной коммуникации стимулировать и поощрять речь пациента, для получения необходимой информации; - овладение навыками выяснения степени заинтересованности пациента в получаемой информации; - навык предоставлять необходимый объем информации пациентам, в том числе при проведении процедур подготовки к исследованиям; - предоставлять информацию последовательно, структурировано, обосновано; - постоянно проверять правильность понимания информации; - овладение навыками подготовки пациента к медицинскому исследованию; - успокоить и подбодрить пациента перед предстоящей процедурой; - навык создания комфортной и расслабляющей обстановки; - овладение навыком спрашивать позволения перед каждой медицинской процедурой; - используя принципы и техники эффективной коммуникации выяснить причин отказа от данной процедуры; - навык уважительного отношения к правам пациента на согласие или отказ от медицинского вмешательства; - уважать и учитывать этнические нормы во взаимоотношениях с пациентами;
На третьем этапе предполагается развития специфических навыков необходимых для административного процесса и менеджмента в сестринском деле: - развивать навык лидерского поведения; - уверенности в собственном профессионализме; - брать ответственность на себя за собственные действия и слова; - отстаивать свою точку зрения; - аргументировать свою точку зрения, используя интересные факты и источники информации - развивать навык управления; - решать конфликтные ситуации; - мотивировать мед. сестрой-менеджером среднего и младшего медицинского персонала; - навык сообщения обратной связи; - навык уважительного отношения к коллегам.
Выработка данных навыком будет происходить в центре практических навыков на симуляциях и симулятивных пациентах. Приобретенные коммуникативные навыки будут доведены практически до совершенства и сформируют коммуникативную компетентность специалиста.
Основным инструментом контроля над развитием коммуникативных навыков будет разработанный оценочный лист, который будет включать обратную связь со стороны преподавателей, пациентов, родственников и др. Обучение будет проходить по принципу «смотри сам, делай сам, учи сам». Следуя такой стратегии, студенты смогут эффективно и позитивно раскрыть свои коммуникативные навыки и выработать свой собственный стиль общения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|