Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-психологический эксперимент и особенности его проведения



Предмет социальной психологии — это психологические изменения в чувствах, мыслях и поведении индивидов, которое вызывает мнимое или настоящее присутствие других лиц. Такая трактовка сложилась вследствие стремления иметь простой и понятный предмет исследования и операционально его представить. То есть, это результат скорее здравого смысла, чем теоретических размышлений о природе переплетения индивидуального и социального. Объясняя разницу между предметом общей и социальной психологии, Р. В. Зайонц (1968) высказался так: «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор, потому что в левом есть еда, то такое поведение изучает психолог. Если мышь сворачивает налево, потому что в правом коридоре сидит другая мышь, то такое поведение должен изучать социальный психолог».

Многие психологи критикуют такое объяснение, которое просто очень удобно для понимания. М. Аргайл пишет, что мы низвели человека до положения крысы, к тому же изолированной. Г. Тэджфел сравнивает понимание людей в социальной психологии с мячами для настольного тенниса. Поэтому в социально-психологическом эксперименте важно определить, что является социальной ситуацией, будет ли достаточно присутствия другого человека, чтобы определить ситуацию социальной, нужно ли присоединить к индивиду другие группы, организовать взаимодействие, и вообще, до какой степени социальный психолог должен увеличивать численность сообщества, чтобы оставаться в пределах своей науки, а не перейти в область проблем политологии или социологии?

При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:

1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;

2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;

3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;

4) относительность законов, их временный характер;

5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;

6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;

7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;

8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

Главные вопросы, которые возникают при проведении эксперимента в социальной психологии (за М. Дейчем и Р. Краусом):

1. Является ли человек просто умным животным, или социальное взаимодействие, постоянная необходимость общаться порождают у нас особые свойства, не присущие животным?

2. Определяется ли поведение человека эгоцентричными мотивами, человек может принять интересы других так же близко, как свои?

3. Является ли поведение человека преимущественно иррациональным и закрепляется под влиянием случайных наказаний и подкреплений, человек осознает и организует свое поведение на основе опыта?

4. Поведение человека биологически определено или форма и содержание поступков человека определяются социальными условиями?

5. Поведение взрослого человека является следствием пережитого в детстве или человек развивается и изменяется под воздействием окружающей среды на протяжении всей жизни?

Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии — Киев, 2010

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.