Здавалка
Главная | Обратная связь

Проективные неВербальные техники в групповых качественных социально-психологических методах.



Название техники Суть техники специфические атрибуты цели примеры
Коллаж Участники создают свой образ тестируемого объекта или реакцию на него при помощи вырезок, собственных рисунков и т.п. Затем следует обсуждение. В коллажах анализируются цвета, избранные объекты и т.п. Наборы (для каждого участника) иллюст- рированных журналов, газет и т.п. предназначенных для вырезания Провокация эмоциональных, фантазийных, креативных идей у респондентов, сокращение времени подробного устного обсуждения тестируемого объекта, выявление основных мотивов респондента, создание образа тестируемого объекта и т.п. Используя имеющиеся у вас материалы, создайте, пожалуйста, коллаж, который бы соответствовал вашим ощущениям после просмотра данного рекламного ролика.
Психоло- гический рисунок (лепка) Участникам предлагается выразить с помощью рисунка свое отношение к тестируемому объекту или свою реакцию на него. В рисунках анализируются цветовая гамма, использованные символы и т.п. Иногда вместо рисунка респондентам предлагается использовать глину. Наборы (для каждого участника) материалов для рисования, дающие возможность максимально полно выразить свое мнение Провокация эмоциональных, фантазийных, креативных идей у респондентов, создание специфических ассоциаций (цвета, формы, символов) с тестируемым объектом, создание образа тестируемого объекта и т.п. Нарисуйте, пожалуйста, как вы себе представляете идеальную ситуацию для употребления шампанского “Вдова Клико”.
BUBBLES (завершение рисунка) Вариант 1. Участникам предлагаются нечеткие, недетализированные “размытые” рисунки, которые необходимо завершить. Например, одеть человечка, олицетворяющего тестируемый объект. Дорисовать его лицо, прическу, а также изобразить его дом, его собаку и т.п. Вариант 2. Участникам предлагается некая нарисованная ситуация, в которой принимают участие тестируемые объекты (или их образы). От респондентов требуется придумать диалоги между героями рисунка. Комплекты рисунков для каждого участника) Провокация эмоциональных, фантазийных, креативных идей у респондентов, создание образа тестируемого объекта, противопоставление того, что респонденты говорят по ходу обсуждения тому, что они думают и т.п. Перед вами лежат два одинаковых недорисованных человечка. Представьте себе, что один из них это банк Менатеп, а второй - банк Империал. Оденьте их, пожалуйста.
манипуляция с предметами Респондентам предъявляют образцы тестируемых объектов (либо их фотографии, видеозаписи и т.п.) и предлагают их проранжировать по различным критериям Образцы тестируемых объектов (желательно для каждого участника) Выявление специфических характеристик тестируемых объектов, выбор лучшего рекламного материала и т.п. Проранжируйте. пожалуйста. представленные винные этикетки на основе следующих критериев: красоч- ность; информатив- ность; нетрадицион- ность; соответствие продукту.

 

3. ФОКУС-ГРУППЫИ РАСШИРЕННЫЕ КРЕАТИВНЫЕ ГРУППЫ

Метод фокус-групп представляет собой групповое интервью и является базовым групповым методом качественного анализа. Несмотря на то, что каждый качественный метод имеет свои специфические особенности, многие характеристики и принципы работыфокус-группприменимы и к другим методам. Поэтому целесообразно представить теоретическое обоснование и анализ методических принциповфокус-группкаксоциально-психологическогометода качественного анализа.

3.1.Методические принципы проведения фокус-группы

ирасширенной креативной группы

Воснове успешной работы фокус-группи расширенных креативных групп (ECG) лежит учетфеноменов и закономерностей групповой динамики:

внутриличностных, межличностных и экологических переменных, влияющих на «зоны комфорта» участников; лидерства и руководства в группе; групповой совместимости и групповой сплоченности.

Одним из важных преимуществ фокус-группыи ECG как исследовательского инструмента является наличие прочногосоциально-психологическогофундамента, обосновывающего их функционирование. Речь идет огрупповой динамике.

Большая часть исследований «групповой динамики», начатых К. Левиным, была проведена в 1940 – 60-хгодах. Открытия этих работ остаются ценными и в наши дни и имеют важное значение для планирования и анализа фо-кус-групповогоисследования или расширенной креативной группы.

Относясь к качественным методам социально-психологическихисследований,фокус-группапредставляет собой групповое, фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например материалы средств массовой коммуникации, рекламу и др. Основным методическим приемомфокус-группыможно считатьгрупповую дискуссию.

Групповая дискуссия лежит в основе практически всех групповых методов, используемых социальными психологами. Групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию ее участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либовопросу. Она развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.

Основные усилия ведущего (модератора) направлены на создание и поддержание общей групповой атмосферы доверия, открытости, включенности в групповой процесс. Установка на доверительный контакт предполагает готовность и умение открыто предъявлять свою позицию, собственное мнение. Достигается это путем замены универсальных суждений типа «обычно считается» на личные формы высказываний «я считаю», «я думаю» и др. Кроме того, групповая дискуссия требует умения отнестись к своему мнению не как к единственно возможному. Основные принципы организации и проведения групповой дискуссии хорошо описаны в социально-психологическойлитературе [15].

Исследователи отмечают, что каждая дискуссия проходит определенные

этапы развития [15]. В с о ц и а л ь н о – п с и х о л о г и ч е с к о м п л а н е обычно выделяюттри таких этапа: 1) ориентация в проблеме и друг в друге, 2) оценка, сопоставление и даже конфронтация идей; 3) консолидация мнений. В о р г а н и з а ц и о н н о м п л а н е развитие групповой дискуссии проходитследующие фазы: определение целей и темы дискуссии; сбор информации

(знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме; упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации; подведение итогов дискуссии. Процедура фокус-группы,равно как и ECG, в целом проходит те же этапы развития, за исключением стадии интерпретации и оценки информации ее участниками. Это объясняется тем, что целью данных методов является не достижение консенсуса, т.е. выработки группового решения, а сбор информации.

Одной из существенных социально-психологическиххарактеристик групповой дискуссии является наличие в ней непосредственнойобратной связи, характерной для любого процесса межличностного общения. Процедура проведения ECG ифокус-группыпредполагает, что люди могут нуждаться в том, чтобы услышать мнение других, прежде чем они сформулируют свою собственную точку зрения. Некоторые мнения могут формироваться быстро и иметь абсолютную определенность, другие же динамичны и легко поддаются влиянию извне. Исследователь, учитывая, что мнение каждого члена группы может меняться, узнает о том, как это изменение возникает, и изучает природу влияющих на это факторов.

ВECG и фокус-группеключ к успеху лежит в том, чтобы поставить закономерности развития группы на службу целям и задачам исследования.

Вобщем, успешное проведение и эффективность полученных данных за-

висит от степени ощущения комфорта участникамипри открытой передаче своих мыслей и чувств. Множество работ свидетельствует о том, что существует много переменных, которые влияют на «зоны комфорта» участников. Специалисты в области фокус-групповых исследований и проведения расширенных креативных групп делят эти переменные на следующие категории: intrapersonal(внутриличностные), interpersonal(межличностные) и environmental

(экологические переменные, относящиеся к влиянию окружающей обстановки)

[5].Такое деление соответствует классфикации, принятой в социальной психологии малых групп.

В н у т р и л и ч н о с т н ы е п е р е м е н н ы е или индивидуальные раз-

личия включают демографические, физические и личностные характеристики. М. Шоу разбил эти характеристики на три класса переменных: биографические переменные, способности и черты личности. Необходимость понять внутриличностные влияния на групповые процессы кроется в том факте, что группы создаются из индивидуальностей и что результаты группы — это совокупность индивидуальных действий.

Внутриличностные характеристики влияют на динамику группы в двух направлениях: во-первых,уникальное сочетание индивидуальных особенностей обусловливает поведение человека в группе и реакции на него других членов группы;во-вторых,индивидуальные характеристики участников группы влияют на развитие группы.

Демографические переменные включают в себя возраст, пол, профессию, социальное положение, образование, религию и национальность. Очень часто трудно определить влияние этих факторов на групповую динамику. Например,

хорошо известно, что возрастные различия влияют на поведение группы, но степень и направление влияния возраста до сих пор в литературе не описаны.

Разнообразие социально-экономическихданных индивидов также влияет на динамику группового взаимодействия. Взаимодействие легче в группах с одинаковым социальным положением, сходным интеллектуальным и образовательным уровнем. Национальная и культурная гомогенность также облегчает общение в группе.

Физические характеристики людей – рост, вес, здоровье и внешность – тоже влияют на поведение человека в группе, отношение к нему других участников. Однако М.Шоу замечает, что «связанные с другими переменными эти факторы, как правило, слабее и могут быть преодолены влиянием более сильных переменных, таких как личность и способность». [4]

Личностные характеристики наиболее важны в групповом процессе. Влиянию способностей личности на групповой процесс уделялось большое вниманием. Шоу относит к способностям интеллект, умения, знания и т, п. Наиболее изученной здесь является связь интеллекта с лидерством.

М.Шоу выделял следующие блоки личностных черт, значимых с точки зрения группового процесса:

1.Межличностная ориентация относится к «способу реагирования личности на других людей». К этому блоку относятся авторитарность, оценка наименее предпочитаемого сотрудника, ориентация одобрения, направленность на личное достижение, на выполнение задания, на межличностные отношения.

2.Социальная сензитивность - «степень, в которой индивид осознает и реагирует на нужды, эмоции и прочие состояния других людей». Среди прочих сюда относят эмпатию, социальное понимание, сочувствие, социабельность.

3.Стремление к власти относится к поведению, направленному на достижение престижных внутригрупповых позиций. Этот блок объединяет самоуверенность, властность, доминантность.

4.Надежность объединяет личную честность, ответственность, уверенность в себе, последовательность поведения и самоуважение. Такие личностные черты оказывают позитивное влияние на групповой процесс.

5.Эмоциональная стабильность относится к «классу личностных характеристик, которые связаны с эмоциональным или ментальным здоровьем индивида». Сюда входят эмоциональный контроль, тревожность, защита, невротизм

идепрессивные тенденции.

В исследованиях м е ж л и ч н о с т н ы х п е р е м е н н ы хвыделяют три основных направления: межличностное восприятие в группе, феномен межличностной совместимостии межличностный конфликт. [Межличност-

ное восприятие…] Интерес также представляют наиболее важные с точки зре-

ния организации ECG и фокус-группыфеномены межличностного взаимодей-

ствия. По мнению исследователей, большое влияние на межличностные процессы оказываютсоциальные стереотипы, составляющей частью которых являютсяожидания. Именно межличностные ожидания объясняют сплоченность группы, совместимость, восприятие социальной власти и др.

М.Шоу отмечает, что с понятием сплоченности группы связаны три зна-

чения: притяжение к группе, нежелание ее покинуть, моральное состояниеили уровень мотивации и координации усилий участников группы[5].

Групповая сплоченность тесно связана с групповой совместимостью. М. Шоу выделяет два вида межличностной совместимости:потребностную (сходство или комплементарность потребностей партнеров) иповеденческую. Отечественные авторы рассматривают совместимость в связи с двумя основными типами групповой деятельности: совместимость индивидов в сфеределовой активности группы и совместимость членов группы в сфеределового общения. Что касается ECG ифокус-группы,их деловая активность проявляется в видеделовогообщения, котороедолжноноситьмаксимальносвободныйхарактер.

Социальная власть – способность влиять на других в групповой обстановке – происходит из пяти источников: власть награждать, принудительная власть, законная власть, референтная власть, экспертная власть. Однако в большинстве случаев это – восприятие власти, а не реальное обладание ею.

Невербальные аспекты группового взаимодействия представляют особый интерес. Полезную информацию во время межличностного взаимодействия дает улыбка, положение тела и контакт глаз [19] .

Э к о л о г и ч е с к и е п е р е м е н н ы е, или переменные, объединяющие влияния окружающей среды, во многом определяют успех фокус-группы и ECG. Традиционно к социально-психологической феноменологии пространственного поведения людей относят территориальность, личное пространство и организацию пространства. [5]

Под территориальностью понимается занятие группой определенного физического пространства и контроль над ним и находящимися в нем объектами.

Личное пространство – это область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемая, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта.

Организация пространства – выбор членами группы определенного местоположения. Пространственное расположение влияет на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности его коммуникативной стороны.

Завершая краткий обзор основных явлений групповой динамики, описываемых в отечественных и зарубежных социально-психологическихисследованиях в области групповой динамики, необходимо отметить, что умелое использование этих данных позволяет создать для участников в группе комфортные условия, помогающие самораскрытию ее участников, так как именно повышение степени самораскрытия участников является одной из целей расширенной креативной ифокус-группы.

Можно также кратко перечислить основные моменты, обуславливающие эффективность фокус-группыи расширенной креативной группы.

1.Основные методические принципы групповых методов ECG и фокусгруппы соответствуют принципам организации и проведения групповой дискуссии – эффективного социально-психологическогометода.

2.Процедура данных методов (ECG и фокус-группы)учитывает основные феномены и закономерности групповой динамики.

3.Фокус-групповоеобсуждение является естественным взаимодействием и заимовлиянием участников в ситуации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других.

4.Условия фокус-группыдают выход эмоциям и чувствам ее участников.

5.В ходе работы фокус-группысоздаются благоприятные условия для самораскрытия личности.

3.2. Процедура и методические приемы фокус-групповогоисследования

Планирование фокус-группы.Подбор ее участников.При разработке программы фокус-группового исследования необходимо прежде всего определить его цели. Е. Крюгер рекомендует для этого письменно ответить на три во-

проса: (1) Зачем проводится это исследование? (2) Получение какого рода информации особенно важно? (3) Кому нужна эта информация?

Следующий важный шаг при подготовке проведения фокус-группы– анализ информационных потребностей предполагаемых пользователей результатами исследования. Заказчики не всегда отчетливо представляют себе конкретные цели исследования. Их осознанию помогают следующие вопросы:Что Вы ожидаете от полученных результатов? Как Вы собираетесь их использовать? Кто интересуется результатами исследований? и т.п.

Когда цели исследования четко сформулированы, происходит планирование других компонентов процедуры, которая включает:

а) подбор (рекрутирование) участников фокус-групп;б) составление списка задаваемых в ходе работыфокус-группывопросов

(топик-гайдаилинтервью-гайда);в) выбор дополнительных методик; г) работу модератора;

д) организацию места и времени проведения фокус-групп;е) обработку и анализ полученных данных; ж) формы представления результатов.

В рекомендациях по проведению фокус-группобычно подчеркиваются два решающих момента для их успешной работы:планирование вопросов иподбор участников. Кроме того, само проведениефокус-группытребует значительного опыта и подготовки. Качество полученных данных – прямой результат того, насколько хорошо модератор ее ведет. Работа группы начинается с создания высокого уровня комфорта для участников и уточнения основных правил обсуждения. Модератор движется от вопроса к вопросу, извлекая смысл из высказываний респондентов. В то же время он должен поддерживать контроль над группой и обеспечивать возможность каждому внести свой вклад в обсуждение.

Рекрутирование участников фокус-группы.Стандартное количество уча-

стников фокус-группыколеблется от 8 до 12 человек. Допустимы лишь очень незначительные отклонения. Так, если на группу пришло только5-6человек, она должна состояться, однако модератор рискует не получить широкого спектра мнений.

К р и т е р и и о т б о р а участников для фокус-группызависят от множества факторов:социально-демографических,статусных, материальных психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Кроме того, группы могут быть мужскими, женскими или смешанными. Очень часто в качестве респондентов отбираются, например, реальные или потенциальные читатели конкретной газеты, слушатели определенной радиостанции или владельцы определенной марки автомобиля, покупатели определенного товара. Задачи исследования могут предусматривать работу с респондентами определенного материального положения, например, с уровнем доходов не менеекакой-тосуммы в месяц, или, наоборот, не превышающим определенной суммы. Иногда в число респондентов должны входить люди определенной профессии или определенного социального статуса. Довольно распространенными являются требования к уровню образования и креативности респондента. В этом случае для определения необходимого уровня используются тесты на креативность, включаемые в отборочную анкету. Кроме того, очевидно, что респондент должен быть достаточно контактен и уравновешен.

Существует несколько с п о с о б о в р е к р у т и р о в а н и я участников.

Бывают ситуации, когда целесообразнее провести предварительный массовый опрос (проще телефонный)по случайной выборке. С помощью анкеты отбираются респонденты, отвечающие всем необходимым требованиям, и онито приглашаются на группу. Преимуществом этого способа является также то, что анкета позволяет получить необходимую фоновую информацию, помогающую ориентироваться в изучаемом вопросе и, кроме того, являющуюся основой при подготовкетопик-гайда.

Еще один способ рекрутирования – использование отборочной анкеты в уличном опросе. Такая анкета преследует только одну цель: выяснить, обладает ли респондент тем необходимым набором качеств, которые нужны в данной группе, и не дает дополнительной фоновой информации.Вариантами уличного опроса являются аналогичные анкетные опросы в тех местах, где присутствие нужного контингента наиболее вероятно (например, в магазине, на станции обслуживания). Если необходимые характеристики выявлены, респондент приглашается на группу.

Наиболее распространенный способ рекрутирования – «снежный ком». Он предусматривает поиск респондентов с нужными характеристиками через знакомых своих знакомых. Как правило, в качестве первой ступени используются коллеги и сеть интервьюеров. Кроме того, у каждой организации, занимающейся опросами, накапливаются свои «резиденты» в различных профессиональных кругах и сферах деятельности. Основное требование к «конечному звену», то есть участнику группы, заключается в том, что он не должен быть лично знаком с модератором и его сотрудниками.

Существует еще несколько о г р а н и ч е н и й, которых необходимо придерживаться при рекрутировании. Респондент не должен ранее принимать участие в фокус-группахна сходные темы. Если он участвовал в других фокус-

группах, то со времени проведения последней должно пройти не менее года, а общее количество фокус-группв его жизни не должно превышать трех.

В фокус-группах,являющихся частью маркетингового исследования, не должны принимать участия специалисты по рекламе, маркетингу, исследованию рынка, связям с общественностью (PR – public relations), а также журналисты, художники, дизайнеры, кинематографисты и специалисты, работающие в области торговли. Участниками групп не должны быть и студенты, изучающие перечисленные выше специальности. Более того, желательно, чтобы у участников группы не работали в названных сферах члены семьи или близкие друзья.

Участие в фокус-группе– довольно тяжелый труд, требующий хорошей реакции, а также умения сконцентрироваться, ясно и кратко выражать свои мысли, работать в контакте с незнакомыми людьми, быть доброжелательным и открытым. Все эти качества нередко приходится демонстрировать после утомительного рабочего дня. Участие в группе, как правило, оплачивается или компенсируетсякаким-тоиным способом, например, подарком.

Рекрутирование участников фокус-группы– одна из наиболее сложных задач. Из всехорганизационно-подготовительныхмероприятий рекрутирование в наибольшей степени определяет успех исследования.

Работа модератора. Требования, предъявляемые к модератору фокус-

группы. Для того, чтобы адекватно руководить дискуссией вфокус-группе,модератор должен хорошо знать процессы групповой динамики. Это руководство должно быть мягким, ненавязчивым. Модератору группы необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы. В этом заключается одно из основных необходимых умений модератора.

Другими важными качествами модератора являются хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к другим людям, способность вызывать доверие и создавать свободную доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения.

Модератор должен обладать чувством времени, чтобы выполнить всю программу групповой дискуссии в фокус-группе,равномерно распределяя обсуждение конкретных вопросов. Модератору необходимо уметь ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно.

 

6. Сочетание количественных и качественных методов в конкретном социально-психологическом исследовании.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.