Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические предпосылки и методологические особенности фокус-групп



Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными. Как известно, изучение возможностей групп в социально-психологических исследованиях было начато в школе К. Левина. В рамках групповой динамики разрабатыва­лись теория группы и методы воздействия на жизнь группы и личнос­ти. В частности, была выявлена эффективность групповой дискуссии как метода воздействия по сравнению с лекцией, индивидуальной бе­седой. К. Роджерс развил теорию групп в рамках гуманистической пси­хологии. Возможности группового воздействия использовались им в группах личностного роста.

В отечественной психологии групповые формы работы применяют­ся в социально-психологическом тренинге. Можно сказать, что группо­вые формы психологического исследования стали знамением времени. В фокус-группах используются возможности групп для получения ин­формации, а не психотерапевтического воздействия.

Организация качественных исследований определяет природу и характер получаемых результатов. Это данные, которые вытекают из природных или естественных форм поведения. Они только в минималь­ной степени зависят от исследователя или обстановки исследования. Поэтому их можно обозначить как свободные или неформализованные, не зависящие от влияния исследователя данные. Однако только неболь­шая часть исследования может быть описана как полностью независи­мая от влияния исследователя или полностью навязанная им. Даже наи­более структурированные типы исследований подвергаются влиянию индивидуальности респондента и его социальной ситуации. Но и са­мые естественные ситуации не могут дать результатов, полностью сво­бодных от влияния исследователя, потому что исследователь решает, на что обратить внимание, а что проигнорировать. Качественные мето­ды исследования обеспечивают получение свободных, не зависящих от исследователя результатов, потому что они позволяют реципиентам отвечать своими словами, используя свои категории и осознанные ас­социации. Тем не менее они не полностью лишены определенной струк­туры, так как исследователь задает определенные вопросы.

 

Фокусированное интервью1 носит полустандартизированный харак­тер. Оно занимает промежуточное положение между направленным и ненаправленным интервью, объединяя фокусированность на конкрет­ную проблему первого и свободу формы высказываний респондентов второго [2; 10; 16].

Для раскрытия отличия глубинного группового фокусированного интервью от других методов Е. Голдмэн проанализировал значение трех слов в названии. «Групповое» означает «число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами»; «глубинное» — «поиск информации, более полной, чем та, которая обычно доступна на уровне

1 Термин «фокусированное интервью» (focussed interview) появился в 1940-е годы. Его разработка началась в отделе исследований радио Колумбийского университета в 1941 г.

«личностного общения», и «интервью» «предполагает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации». «Фокусированное» означает, что интервью ограничено

малым числом обсуждаемых вопросов[2].

Проблема валидности результатов. В основе фокусчруппы и ее валидности лежнт тесное взаимодействие исследователя и респондентов. По мнению Р. Крюгера, результаты фокус-группы можно считать валидными если она проводится с соблюдением точной процедуры идля исследования той проблемы, которая подходит для метода фокус-групп.

Необходимость соответствия этого метода целям и задачам исследования подчеркивают и другие авторы [17; 19]. Иначе говоря

валидность метода фокус-группы подобно валидности других методов

измерений в социальных исследованиях зависит не только от процедуры, но и от контекста, и от той проблемы, которая становится объектом исследования. Подготовка и проведение фокус-группы предусматривает ряд тестирующих процедур, проверяющих и подтверждающих, что исследуется именно то, что нужно. Проводятся экспертные оценки, пилотажные исследования, иногда тесты и специальные анкетные опросы.

Р.Крюгер считает, что «в оценке валидности метода фокус-групп нужно соблюдать достаточную меру критичности и оптимизма» [16] Для того чтобы добиться высокой валидности результатов фокус-группы исследователю необходимо сознавать важные ограничения этого метода н не стремиться распространять полученные данные на большие группы людей. Тем не менее те или иные ограничения - осо­бенность не только фокус-групп, но и всех методов социальных наук.

Обычно рассматривают-два вида валидности результатов фокус-групп

1. Очевидная валидность свидетельствует о том, что результаты группы не вызывают сомнений. Обычно фокус-группы обладают высокой степенью валидности благодаря тому, что большинство замечаний участников группы правдивы и искренни. Именно в фокус-группе люди открываются, ведут себя естественно и делятся теми взглядами, которые невозможно получить в индивидуальном интервью, анкетах или другими методами социально-психологического исследования.

 

2 Предсказательная валидность заключается в той степени, в которой результаты фокус-группы подтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями. Ф. Рейнольдс и Д. Джонсон провели сравнительное исследование результатов фокус-групп и большого почтового опроса. Оба исследования были маркетинговыми и носили общенациональный характер. Почтовым анкетированием бьшо охвачено 2 тыс. женщин и получено 90% ответов. Эти результаты сравнили с результатами 20 фокус-групп, проведенных в 20 городах.

 

В 97% случаев результаты первого и второго исследований совпали. Там где имелись расхождения, результаты фокус-групп получили более высокую предсказательную валидность, так как подтверждались реальным поведением людей на рынке.

Сфера применения метода фокус-группзависит от задач, решаемых исследователем: получение общей, подготовительной информации по интересующей теме; выработка исследовательских гипотез, которые могут подвергаться дальнейшей проверке при помощи количественных методов; изучение восприятия определенных продуктов, программ и других объектов; стимулирование новых идей и творческих концепций и др.

Фокус-группы могут использоваться как самостоятельный метод качественного анализа или в сочетании с количественными методами в общей исследовательской программе:

■ в пилотажных исследованиях, когда очень мало известно об интересующем явлении. В этом случае результаты фокус-групп могут помочь исследователям понять язык и образ мышления исследуемой аудитории; указать на те или иные проблемы, по отношению к которым необходимо провести количественные исследования; логичнее строить анкету, используемую в последующем количественном исследовании;

■ одновременно с проведением количественных исследований. Это обычно делается тогда, когда исследователь использует различные методики для исследования проблемы, чтобы подтвердить свои результаты и получить широкую и глубокую информацию;

■ после широкомасштабных количественных исследований, когда фокус-группы облегчают понимание и интерпретацию большого объема информации, полученной с помощью анкетного опроса; выяснение причин обнаруженных явлений [2; 4; 16];

■ самостоятельно, независимо от других процедур в тех случаях, когда необходимы проникновение в суть событий, анализ восприятия, мотивации и когда понимание причин более важно, чем цифровые показатели.

Преимущества фокус-групп.Как и другие социально-психологические методы, этот метод имеет свои важные преимущества [2; 12]-Среди них наиболее часто выделяются следующие:

1) результаты группы людей получают гораздо быстрее и дешевле, чем если бы каждый был проинтервьюирован отдельно;

2) процедура естественна и проста для респондентов, в ней оптимально сочетаются преимущества методов наблюдения и глубинного интервью;

3) исследователь непосредственно взаимодействует с респондентами. Это дает возможность модератору прояснять непонятные ответы по ходу работы и, кроме того, наблюдать невербальные проявления, которые несут дополнительную, а иногда и противоречащую высказываниям информацию;

4) можно менять последовательность и содержание вопросов по ходу обсуждения. Благодаря своей гибкости фокус-группы могут быть использованы для изучения широкого ряда тем с различным количеством участников и в разной обстановке;

5) открытый характер вопросов и ответов дает возможность получить большой объем данных, выраженных собственными словами респондентов, а исследователю достичь более глубокого понимания нюансов значения;

6) высокая очевидная валидность результатов делает их более понятными и легко воспринимаемыми заказчиками;

7) комментарий одного человека воздействует на других участников обсуждения, что дает такие результаты, которые не могут быть получены в индивидуальном интервью;

8) это один из немногих инструментов, пригодных для получения информации от детей и от людей, не имеющих специального образования;

9) обстановка безопасности, защищенности. Респонденты более откровенно отвечают на вопросы, так как центром внимания оказывается скорее группа, нежели личность. Участники осознают, что их высказывания не отождествляются с ними как с конкретными личностями;

10) в дискуссии респондент высказывается, когда у него есть определенные чувства или мнения об обсуждаемом предмете, а не потому, что вопрос требует ответа. Поэтому реакции, высказывания участников более спонтанны, менее традиционные менее социально обусловлены и дают более правильную картину о позиции человека;

11) фокус-группа позволяет научно проверять правильность проведения обсуждения и анализа результатов, так как наблюдатели могут находиться при обсуждении, а также еще раз изучить спорные места в отчете исследователя на аудио- и видеозаписи.

Ограничения фокус-групп.Этот метод не может быть использован Для решения любых задач. Многие ограничения — негативные стороны Перечисленных преимуществ.

■ Небольшое количество респондентов, принимающих участие даже в нескольких фокус-группах, не позволяет делать обобщения на большие группы людей.

 

■ Здесь ограничен контроль за ответами, так как вопросы открытые.Во взаимодействии респондентов друг с другом и с исследователем высказывания участников не являются независимыми (что затрудняет анализ результатов), кроме того, они могут оказаться под сильным влиянием доминирующего и самоуверенного участника.

■ Для проведения фокус-группы требуется высокая квалификация модератора, и он может оказывать влияние на результаты, сознательно или неосознанно намекая на то, какие ответы были бы желательны.

■ Организационные моменты довольно трудоемки, так как в одном и том же месте в одно и то же время необходимо собирать несколько человек. Приходится согласовывать много разных моментов, чтобы было удобно всем участникам, среди которых могут оказаться высокопоставленные чиновники, политические деятели, крупные бизнесмены.

10.Базовые качественные опросные методы: фокус-группа и глубинное интервью

Фокус-группы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.