Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды интервью в качественном исследовании



Нарративное интервью (narrative – изложение, рассказ, повествование) представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующие» фрагменты, конструирующие его рассказ. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы» .

Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан.

Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами.

 

Интервью делятся на формализованные (их называют также структурированные или стандартизованные) и неформализованные (неструктурированные, нестандартизованные или также свободные, открытые, качественные).

Ф о р м а л и з о в а н н о е и н т е р в ь ю предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента, ответы должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Данный вид интервью может быть использован для многих целей, включая выявление общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, известности определенных объектов, явлений, т.е. для получения количественной информации.

Н е ф о р м а л и з о в а н н о е и н т е р в ь ю включает в себя широкий круг вопросов, не отвечающих требованию сопоставимости. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может предоставить. В этом случае интервьюер получает качественную информацию.

Выделяют также направленное и ненаправленное интервью. Данная типологическая ось близка к описанной выше оси формализованного и неформализованного интервью, но не тождественна ей. При проведении н а п р а в л е н н о г о и н т е р в ь ю опрашивающий решает, какие вопросы будут заданы, какие темы освещены, определяет последовательность тем и вопросов, а также планирует всю процедуру в целом. При н е н а п р а в л е н н о м и н т е р в ь ю большинство из этих решений принимает сам респондент. После того, как интервьюер объяснил программу, респонденту разрешается самому выбрать тему. Ненаправленное интервью всегда является нестандартизованным, в то время как направленное может быть и стандартизованным и нестандартизованным.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - метод получения первичной социальной информции путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Преимущества этого метода:

· Возможность учесть уровень культуры, образования и степень компетентности респондента

· Возможность следить за реакцией респондента, его отношением к данному вопросу

· Возможность учесть искренность ответов респондента.

Виды интервью:
1) По месту проведения:
* по месту работы
* по месту жительства
2) По способу взаимодействия интервьюера и респондента:
* Личное (face-to-face)
* Телефонное
* On-line
3) Формализованное - детальная разработка процедуры на основе заранее разработанных вариантов ответа (направлена на беседу, а не на чтение)

Структура интервью:
1) Интервьюер представляется, говрит о целях и задачах исследования, указывает на аноимность беседы;
2) Установление контакта, создание благоприятной атмосферы;
3) Задаются первые вопросы по содержанию;
4) Задаются более сложные вопросы

Структурной единицей интервью является не вопрос, а тема.

Глубинное интервью- непринужденная беседа двух людей - интервьюера и респондента, в которой интервьюер выступает в качестве профессионального исследователя, имитирующего роль равноправного собеседника.
Продолжительность глубинного интервью от 1,5 до 2,5 часов. Стратегия глубинного интервью может предполагать повторную встречу для уточнения отдельных аспектов.

Глубинное интервью бывет трех видов:
1) Нарротивное (повествовательное)
Свободное повествование рассказчика без вмешательства интервьюера. Интервьюер задает русло (направление) беседе в начале , а в дальнейшем только поддерживает её жестами, мимикой. Суть этого вида интервью в том, что в ходе беседы в памяти респондента ассоциативно возникают те моменты, образы, которые имеют для него значимость. Это позволяет выявить ключевые, смысловые моменты, формирующие впечатление человека об объекте или явлении.
2) Полуструктурированное
Свободная беседа интервьюера и респондента, которая проходит по определённому установленному плану. То есть, задается определенная структура разговора, так называемый, путеводитель.
Вопросы формируются в свободной форме, так, чтобы они соответствовали контексту беседы и особенностям информанта.
С точки зрения интервьюера - это свободная беседа, которая разворачивается естественным путем.
Разновидностью полуструктурированного интервью являеся фокусированное интервью.
Фокусированное интервью- свободная беседа интервьюера и респондента, сфокусированная на определенной теме, в ходе которой исследователь (интервьюер) нацелен на выявление детальной, подробной информации по данному вопросу.
3) Диалоговое
Свободная беседа интервьюера и респондента в форме равноправного диалога, в которой исследователь (интервьюер) занимает более активную позицию, т.е. он обменивается с информантом взглядами, аргументами, оценками.
Допустимо высказывание противоположного мнения.

Глубинное интервью. Под глубинным интервью понимают неструктурированное, прямое и личное интервью, которое в общем виде представляет собой неформальную, свободную по форме беседу. В ходе этой беседы интервьюер выясняет мнения, убеждения, осведомленность или привычки респондента.

Количество респондентов

Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента, так называемые paired и triangular interviews.

Контроль за интервью

Степень контроля за интервью определяется по нескольким направлениям.

Степень формализации опросника

На одном полюсе находятся варианты опроса, когда интервьюер должен задавать вопросы в той последовательности и с той формулировкой, как это записано в опроснике, хотя ответы респондента могут быть развернутыми и обстоятельными. Другой полюс представляют интервью в виде абсолютно свободной беседы на предложенную тему, когда респондент сам определяет, что именно и в каком порядке он будет говорить.

Полуструктурированное интервью. Интервью один на один с более жестко сформулированными и упорядоченными вопросами, которые могут быть как открытыми, так и закрытыми. Выборка может колебаться от 50 до 150 человек. В случае, если размер выборки превышает 100 человек, то в каждой отдельной квоте должно быть не менее 20-30 респондентов. В ходе таких исследований часто используются различные тесты, помогающие интерпретировать полученные данные. Предлагается список слов, которые респондент должен выбрать как ассоциирующиеся с продуктом, применяется методика полярных противоположностей и т.д.

Качественная групповая методика это выяснение точек зрения, установок людей с помощью групповой дискуссии, которую проводит модератор по заранее разработанному гайду/руководству. Групповая дискуссия длится 1,5-2 часа и обычно записывается на видеокамеру.

Глубинное интервью

Как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий РОЛЬ равноправного собеседника .

Технология качественных интервью различна в зависимости от целей исследования. Все они относятся к раз-Ряду глубинных (неструктурированных или полуструктурированных) и занимают как минимум 1,5—2 часа.

Нередки случаи неоднократного возвращения к одному и тому же рассказчику для продолжения разговора, уточнения деталей, углубления темы. В общей сложности качественное интервью может потребовать 8—12 часов работы с одним интервьюируемым (до 200 страниц текстовой информации).

Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рас-сказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобре-ние), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предпола-гаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью.

Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать собеседника, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме: «Вы мне рассказыва-ли о Вашей первой работе, как много она Вам дала. А не могли бы Вы уточнить, в каком это было году, и кто помог Вам уст-роиться на эту работу?»

Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют после-довательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о дан-ном периоде жизни исчерпан.

Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятель-ности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной исто-рии, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами.

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и пред-полагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.

Разные виды глубинных интервью прежде всего используется в тактиках, ориентированных на изучение истории жизни человека, истории семьи, в феноменологических исследованиях, а также в устной истории и как дополнитель-ный источник в кейс-стади.

Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый. Если задачей предыдущих видов интервью является внима-тельное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник ис-следования занимают одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по те-мам, представляющим исследовательский интерес. Мнения психолога, иногда конфронтирующие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследо-вателем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.