Здавалка
Главная | Обратная связь

Практические рекомендации по формулировке вопросов в фокус-группе



1) Вопросы в фокус-группах проверяют по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностями восприятия вопросов на слух.

2) Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.

3) В задаваемых в фокус-группе вопросах нужно спрашивать, не предлагая вариантов,

4) Слова, используемые в постановке вопроса, должны быть понятными респонденту и однозначно пониматься и ведущим фокус-группы, и респондентами.

5) Следует пояснять контекст вопроса, чтобы сократить различные варианты его истолкования.

6) Можно задавать "вопросы-воспоминания", которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту.

7) Задав вопросы в третьем лице, интервьюер с большой вероятностью получит описание личного опыта респондента.

 

§ Помещение, где будут проводиться фокус-группы, – очень важный момент планирования исследования. При подборе помещения следует обращать внимание на ряд характеристик:

- удобное территориальное расположение (необходимо, чтобы помещение располагалось так, чтобы его легко можно было найти – в центре города, близко от остановок транспорта);

- площадь помещения должна быть такой, чтобы в нем могли свободно расположиться 12-15 человек;

- в помещении должны быть розетки для подключения аудио- и видеозаписывающей аппаратуры (разумеется, ее работу необходимо проверить до начала исследования);

- по возможности помещение должно быть звукоизолированным, поскольку посторонние шумы могут отвлекать респондентов;

- обстановка в помещении не должна быть яркой с большим количеством декоративных деталей, поскольку это также отвлекает внимание;

- помещение не должно создавать дискомфортных условий для респондентов (высокие и низкие температуры, тусклое или слишком яркое освещение, влажность, неудобные стулья и т.д.);

- в помещении должен стоять большой стол (круглый, овальный прямоугольный), вокруг которого расставляются стулья для участников и делается акцент на месте модератора.

Когда помещение выбрано и подготовлено, модератор обязательно должен его осмотреть и «привыкнуть» к нему до начала исследования.

§ Угощение для респондентов является еще одним важным моментом: с одной стороны, исследователи демонстрируют таким образом уважение и доброжелательное отношение к респондентам, в другой стороны, при длительности дискуссии в 1 - 1,5 часа респонденты могут испытывать дискомфорт из-за того, что они устали и проголодались. Поэтому короткий перерыв, в течение которого участникам предлагается угощение, может затем стимулировать эффективность дискуссии. Основным критерием в решении вопроса угощения является простота, практичность и удобство. По этой причине обычно предлагаются бутерброды, выпечка, холодные напитки, чай и кофе. Необходимо избегать таких продуктов, которые связаны с хрустящими упаковками или звенящей посудой. В комнате для заседаний могут быть выставлены на столах прохладительные напитки.

Напитки и закуски предлагаются также представителям организации-заказчика. Как правило, им предоставляют тот же ассортимент, что и участникам.

В малобюджетных проектах вполне можно обойтись и без угощения.

 

Дальнейшая подготовка фокус-группового исследования связана с подготовкой исследовательской команды. Как показывает практика, модератор не может справиться со всеми задачами в одиночку.

В крупных фокус-групповых исследованиях в исследовательскую команду входят:

- модератор;

- оператор, следящий за аудио- и видеозаписью;

- стенографист, фиксирующий высказывания респондентов и их эмоциональную окраску;

- ассистент по организационным и хозяйственным вопросам (его функции связаны с обеспечением внешних условий – подготовка помещения, угощения, встреча респондентов и т.д.).

В малобюджетных проектах модератору достаточно одного ассистента, который совмещает функции оператора, стенографиста и «завхоза».

Перед началом работы все представители исследовательской команды должны иметь четкое представление как о проекте вообще, так и о собственных функциях. В связи с этим целесообразно провести несколько заседаний, на первом из которых команда ознакомится с постановочной частью исследования (цели, задачи, круг респондентов, топик-гайд) и с собственными обязанностями. На последующих же заседаниях она с помощью ролевой игры будет моделировать конкретные ситуации фокус-групповой дискуссии с учетом обязанностей каждого из ее членов.

Рекрутирование (набор респондентов) – это процедура, очень схожая с формированием выборки для любых других исследований. Однако, рекрутирование респондентов для фокус-группы имеет свою специфику, связанную с тем, что респонденты должны собраться в одном и том же месте, в одно и то же время, в количестве, достаточном для проведения дискуссии. Для этого они должны располагать 2-3 часами свободного времени и быть каким-либо образом заинтересованы в участии в исследовании.

Набор респондентов осуществляется следующими основными способами:

- метод "снежного кома",

- предварительное анкетирование или интервью (так называемый «фильтрующий опрос»),

- наблюдение и интервью в месте сбора потенциальных респондентов,

- анализ списков, имеющихся в распоряжении исследователя.

Возможно также использование уже существующих групп, реклама и объявления в средствах массовой информации, однако эти способы рекрутирования могут привести к недостаточной достоверности информации, полученной в таких группах, поэтому их следует использовать только в крайних случаях.

Общие требования к топик-гайду:

  1. Установление контекстуальных рамок дискуссии, определение круга вопросов, напрямую или косвенным образом связанных с главной темой обсуждения.
  2. Отсутствие языкового барьера между исследователем и респондентом.
  3. Соблюдение двухуровневого принципа (общие темы и конкретные вопросы), позволяющего в случае необходимости не нарушать ход дискуссии, сохраняя ее главную направленность.
  4. Порядок вопросов должен быть: от более общих к специфическим; от более важных к менее важным.

· Варианты последовательности вопросов в топик-гайдах:

  1. Принцип воронки от общего к частному
  2. Принцип перевернутой воронки от частного к общему
  3. Принцип пятиступенчатой последовательности ?
  4. Принцип “тоннеля”?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.