Практические рекомендации по формулировке вопросов в фокус-группе
1) Вопросы в фокус-группах проверяют по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностями восприятия вопросов на слух. 2) Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение. 3) В задаваемых в фокус-группе вопросах нужно спрашивать, не предлагая вариантов, 4) Слова, используемые в постановке вопроса, должны быть понятными респонденту и однозначно пониматься и ведущим фокус-группы, и респондентами. 5) Следует пояснять контекст вопроса, чтобы сократить различные варианты его истолкования. 6) Можно задавать "вопросы-воспоминания", которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту. 7) Задав вопросы в третьем лице, интервьюер с большой вероятностью получит описание личного опыта респондента.
§ Помещение, где будут проводиться фокус-группы, – очень важный момент планирования исследования. При подборе помещения следует обращать внимание на ряд характеристик: - удобное территориальное расположение (необходимо, чтобы помещение располагалось так, чтобы его легко можно было найти – в центре города, близко от остановок транспорта); - площадь помещения должна быть такой, чтобы в нем могли свободно расположиться 12-15 человек; - в помещении должны быть розетки для подключения аудио- и видеозаписывающей аппаратуры (разумеется, ее работу необходимо проверить до начала исследования); - по возможности помещение должно быть звукоизолированным, поскольку посторонние шумы могут отвлекать респондентов; - обстановка в помещении не должна быть яркой с большим количеством декоративных деталей, поскольку это также отвлекает внимание; - помещение не должно создавать дискомфортных условий для респондентов (высокие и низкие температуры, тусклое или слишком яркое освещение, влажность, неудобные стулья и т.д.); - в помещении должен стоять большой стол (круглый, овальный прямоугольный), вокруг которого расставляются стулья для участников и делается акцент на месте модератора. Когда помещение выбрано и подготовлено, модератор обязательно должен его осмотреть и «привыкнуть» к нему до начала исследования. § Угощение для респондентов является еще одним важным моментом: с одной стороны, исследователи демонстрируют таким образом уважение и доброжелательное отношение к респондентам, в другой стороны, при длительности дискуссии в 1 - 1,5 часа респонденты могут испытывать дискомфорт из-за того, что они устали и проголодались. Поэтому короткий перерыв, в течение которого участникам предлагается угощение, может затем стимулировать эффективность дискуссии. Основным критерием в решении вопроса угощения является простота, практичность и удобство. По этой причине обычно предлагаются бутерброды, выпечка, холодные напитки, чай и кофе. Необходимо избегать таких продуктов, которые связаны с хрустящими упаковками или звенящей посудой. В комнате для заседаний могут быть выставлены на столах прохладительные напитки. Напитки и закуски предлагаются также представителям организации-заказчика. Как правило, им предоставляют тот же ассортимент, что и участникам. В малобюджетных проектах вполне можно обойтись и без угощения.
Дальнейшая подготовка фокус-группового исследования связана с подготовкой исследовательской команды. Как показывает практика, модератор не может справиться со всеми задачами в одиночку. В крупных фокус-групповых исследованиях в исследовательскую команду входят: - модератор; - оператор, следящий за аудио- и видеозаписью; - стенографист, фиксирующий высказывания респондентов и их эмоциональную окраску; - ассистент по организационным и хозяйственным вопросам (его функции связаны с обеспечением внешних условий – подготовка помещения, угощения, встреча респондентов и т.д.). В малобюджетных проектах модератору достаточно одного ассистента, который совмещает функции оператора, стенографиста и «завхоза». Перед началом работы все представители исследовательской команды должны иметь четкое представление как о проекте вообще, так и о собственных функциях. В связи с этим целесообразно провести несколько заседаний, на первом из которых команда ознакомится с постановочной частью исследования (цели, задачи, круг респондентов, топик-гайд) и с собственными обязанностями. На последующих же заседаниях она с помощью ролевой игры будет моделировать конкретные ситуации фокус-групповой дискуссии с учетом обязанностей каждого из ее членов. Рекрутирование (набор респондентов) – это процедура, очень схожая с формированием выборки для любых других исследований. Однако, рекрутирование респондентов для фокус-группы имеет свою специфику, связанную с тем, что респонденты должны собраться в одном и том же месте, в одно и то же время, в количестве, достаточном для проведения дискуссии. Для этого они должны располагать 2-3 часами свободного времени и быть каким-либо образом заинтересованы в участии в исследовании. Набор респондентов осуществляется следующими основными способами: - метод "снежного кома", - предварительное анкетирование или интервью (так называемый «фильтрующий опрос»), - наблюдение и интервью в месте сбора потенциальных респондентов, - анализ списков, имеющихся в распоряжении исследователя. Возможно также использование уже существующих групп, реклама и объявления в средствах массовой информации, однако эти способы рекрутирования могут привести к недостаточной достоверности информации, полученной в таких группах, поэтому их следует использовать только в крайних случаях. Общие требования к топик-гайду:
· Варианты последовательности вопросов в топик-гайдах:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|