Из части про интервью (в вопросе про нарративное интервью)
Проблема надежности, данных качественного исследования — наиболее уязвимая сторона этой методологии. Она является предметом критики со стороны "количественников", так как достоверных статистик валидности в этом случае быть не может. Надежность информации обеспечивается следующими действиями исследователя: 1) сопоставление высказываний с реальными фактами, особенно, если речь идет о событиях, которые можно проверить по официальным документам: даты рождения, смерти, развода, исторического события; 2) выявление противоречий в высказываниях респондента или разных индивидов. Например, уточняющую информацию о событиях семейной истории или узкой общности всегда можно получить у других членов группы; 3) сопоставление с аналогичными обстоятельствами и событиями в жизни других людей, т. е. — в рамках близких, аналогичных социальных контекстов; особенно это значимо при анализе данных кейс-стадий; 4) сравнение полученных данных с другими источниками информации и прежде всего количественными (если они имеются) для определения степени типичности, репрезентативности данного "случая". Хороший способ повышения надежности данных — отбор объектов для интервьюирования из выборки уже выполненного массового обследования. Для проверки степени объективности исследователя на этапе интерпретации данных применяется метод триангуляции — перекрестной интерпретации некоторого фрагмента случая тремя исследователями, работающими в команде. В любом случае перед началом анализа следует задать себе два вопроса. Первый — насколько и в чем можно доверять интервьюируемому, что нужно проверить дополнительно? И второй вопрос — насколько и в чем можно доверять интервьюеру, как сложились его отношения с респондентом: не были ли возраст, пол, взгляды интервьюера поводом для неискренности рассказчика? Задача исследователя-аналитика состоит не просто в том, чтобы устранить эти сложности. При дальнейшей интерпретации материала необходимо учитывать их влияние или хотя бы оговорить возможность их побочного влияния на рассказ. Вместе с тем необходимо помнить, что проблема правдивости или неправдивости рассказчика для социолога имеет несколько иной смысл, чем, например, для историка, которому необходимы свидетельства очевидцев. Социологу важнее разобраться, какие культурологические особенности стоят за тем или иным "социальным мифом" или искажением факта. Тут прежде всего надо задаться вопросом: какие поколенческие, национальные, региональные или другие особенности жизни человека ведут к искажениям в изложении одного и того же факта. Центральная задача — выявить скрытый социальный смысл наблюдаемого факта. По мнению Богомоловой Н.Н. и Фоломеевой Т.В., чтобы добиться высокой валидноси результатов фокус-группы и ECG. Исследователю необходимо сознавать важнае ограничения этого метода и не стремится распространять полученные данные на большие группы людей. Тем не менее, нельзя забывать, что те или иные ограничения не являются особенностью фокус-группили ECG, а присущи всем методам социальных наук. Обычно рассматривается два вида валидности результатов фокус-группи ECG. О ч е в и д н а я в а л и д н о с т ь свидетельствует о том, что результаты группы действительно валидны, т.е не вызывают сомнений. Обычно фокусгруппы обладают высокой степенью валидности, благодаря тому, что большинство замечаний участников группы правдивы и искренни. Именно в фокусгруппе люди открываются, ведут себя естественно и делятся теми взглядами, которые невозможно получить в индивидуальном интервью, анкетах или другими методамисоциально-психологическогоисследования. П р е д с к а з а т е л ь н а я в а л и д н о с т ь заключается в той степени, в которой результаты фокус-группыподтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями. Среди специальных исследований валидностифокус-группинтересна работа Фреда Рейнольдса и Деборы Джонсон (1978). Они провели сравнительное исследование результатовфокус-группи большого почтового опроса. Оба исследования были маркетинговыми и носили общенациональный характер. Почтовой анкетой было охвачено две тысячи женщин, и было получено 90% ответов. Эти результаты сравнили с результатами 20фокус-групп,проведенных в 20 городах. При сравнении обнаружился 97% уровень совпадения результатов первого и второго исследований. Там, где имелись расхождения, результатыфокус-группполучили более высокую предсказательную валидность, так как подтверждались реальным поведением людей на рынке. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|