Здавалка
Главная | Обратная связь

Древнейшая индийская цивилизация.

Общие сведения об Индии.

Начать хотелось бы с того, где собственно находится Индия. Индия находится на полуострове Индостан. На востоке она омывается водами Бенгальского залива, на западе – Аравийским морем. На севере границей Индии служит величайшая в мире горная система Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества. Именно поэтому эта горная система стала одной из излюбленных тем в искусстве древней и средневековой Индии.

Также огромное количество мифов связано с главными индийскими реками – Инд и Ганг (Тут возможно задание: «Значимость реки Ганг в индийской культуре»+ Миф о реке Ганге). С древности и до 19в. Индия не имела общего названия. Чужеземные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху (как раз в честь реки Инд). Мусульмане называли ее Хиндустан (страна индусов – от этого Индостан). Слово «Индия» появилось только в 19 столетии. Видео (Гималаи)

Древнейшая индийская цивилизация.

Среди ученых долго считалось, что цивилизация в Индии возникла довольно поздно (по сравнению со многими другими цивилизациями). Однако в 19в. в 1856г два брата англичанина, которые работали на железной дороге в Пакистане (раньше был частью Индии), нашли странные предметы (маленькие пластины с изображениями существ и знаков). Начали раскопки и в итоге обнаружили крупные городские поселения. Это открытие переместило индийскую культуру из новых в одну древнейших. Оказалось, что Индия была заселена еще в глубокой древности – в 7 тысячелетии до н.э. Древнейшая индийская цивилизации возникла в бассейне реки Инд.

Самые значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в городах Хараппеи Мохенджо-даре.Поэтому сейчас древнюю индийскую цивилизацию принято называть Индскойили Хараппской. О высоком уровне Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства (письменность Хараппы до сих пор не расшифрована). Изобразительное искусство известно по находкам археологов. В основном это были печати-амулеты и статуэтки из разнообразных материалов. Одна из самых известных находок – статуэтка танцовщицы. Считается, что именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре. О религии древних хараппцев известно очень мало, однако было найдено огромное количество глиняных печатей, на которых были изображены разные животные и, в основном, быки. Из чего можно сделать вывод, что присутствовал некий культ быка (Вспомните, у какой цивилизации тоже был культ быка?). О том, почему в какой-то момент эта цивилизация просто исчезла, ничего не известно.

После гибели Хараппской цивилизации во 2-ой половине 2 тысячелетия на север Индии пришли племена из юго-восточной Европы (Арии), некоторые из них остались на территории Индии. Арья в переводе означает "благородный человек" или "чужеземец". Сведения о культуре этих народов, Ариев, дошли до нас благодаря Ведам (это, пожалуй, самое главное, что надо помнить об индийской культуре).

Веды – это священные тексты, составленные на древнеиндийском языке санскрите.Их 4 штуки: 1) Ригведа – это “Веда гимнов”, древнейший индийский текст, состоит из гимнов-мантр (Мантра – что-то вроде молитвы или скорее даже заклинания, требует точного воспроизведения звуков, из которых она состоит). В основном, эти гимны предназначены для того, чтобы сопровождать ими священные ритуалы, однако в них содержатся и разные редкие факты и мифы, связанные с богами.

2) Яджурведа – «Веда жертвенных формул», т.е. это специальные мантры, которые читают при жертвоприношении.

3) Самаведа – «Веда песнопений», содержит гимны, предназначенные для пения

4) Атхарваведа – «Веда заклинаний», содержат в себе разнообразные заговоры и заклинания (например, специальный гимн, который надо прочитать для того, чтобы пошел дождь)

Также, примерно в это же время, были созданы два величайших эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна».Это гигантские литературные произведения (Махабхарата – 18 книг, Рамаяна – 7 книг), которые включают в себя невероятное количество разнообразных историй, легенд, мифов, сказаний, а самое главное – огромное количество персонажей, в основном – богов. Изобразительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны»сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно культурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.

Религия.

Дело в том, что Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы (всего в Индии от 400 до 700 разных языков, почти в каждом штате говорят на своем), которые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миролюбиво сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, христианство, мусульманство. Однако основной религией, которую исповедует большая часть населения Индии, является индуизм.

Расскажем пару слов о том, что же все-таки из себя представляет эта религия.

Что касается индуистских богов – это сложная история. Наверное, такая же сложная, как и в Древней Греции, однако у греков это осталось в далеком прошлом, а индийцы живут так до сих пор. В Ведах славились одни боги (был, так сказать, один пантеон богов), они долгое время были главными, им все поклонялись. Однако со временем они потеряли свою значимость, и люди стали поклоняться другим богам (как конкретно это происходило, совершенно неизвестно, просто так сложилось). Например, в Ведах главным верховным богом, который создал весь мир, был Индра. Потом со временем стал Брахма. А теперь в Индии в основном поклоняются Шиве и Вишну. Это не просто религия, это совокупность религиозных традиций и философских школ. Любые религиозные учения и традиции, которые находятся на территории Индии можно назвать индуизмом.

Сейчас в индуизме есть два основных направления – Шиваизм (почитают бога Шиву, как верховного и главного) и Вишнуизм (почитают бога Вишну, как верховного и главного). При этом, если вы почитаете бога Шиву, вы почитаете и его жену, и его детей, и его любовниц и тд. Т.е. индуизм, как вы уже должны были понять из вышесказанного, политеистическая религия (вспоминаем сложные слова), т.е. индусы веруют не во единого Бога, а во множество разных богов. (Важно запомнить: «индусом» называется только тот человек, который исповедует индуизм, а если вы хотите подчеркнуть национальную принадлежность, а не религиозную, надо говорить «индиец»).

Обряды.

Самый главный обряд в индуизме – это пуджа. Пуджа заключается в приношении богам и богиням цветов, благовоний, фруктов, овощей, молока, огня (поливают статую). Все это сопровождается песнопениями. Совершают пуджу один-два раза в день.

Второй крайне важный обряд для индусов – это омовение. Каждое утро перед молитвой (пуджей), индус должен совершить омовение (искупаться в реке, политься водой, ну или просто помыться). Однако самое лучшее омовение, которое только может быть – это омовение в реке Ганг. Из всех рек в мире именно эта река почитается больше всего. Воды Ганга, по легенде, обладают способностью к очищению, снятию грехов, а сама река остаётся символом святости и чистоты, несмотря на физическое загрязнение её воды. Жители близлежащих районов часто приходят купаться в реке ежедневно. Много паломников со всей Индии и других стран прибывают к реке исключительно для целей осуществления священного омовения, которое считается обязательным минимум один раз в жизни индуиста. Также Ганг — популярное место захоронения. Поскольку река в индуизме является связующим звеном между Землёй и Небом, считается, что когда индуисты бросают пепел своих умерших родственников в воды этой реки, они помогают им достичь мокши (спасения) и попасть на небеса. Поэтому кремация в любом месте вдоль реки является желательной для индуистов. Зачастую люди везут умерших сюда через всю страну, а на берегах реки постоянно горят костры, на которых сжигают мертвецов. Если кремация на берегу реки невозможна, родственники впоследствии могут привезти пепел к Гангу.

Один из главных принципов жизни индуса – ахимса – неприченение вреда никакому живому существу. Именно поэтому все благочестивые индусы – вегетрианцы.

Вообще Индусы очень религиозные люди, поэтому и искусство у них в основном все посвящено религии.

Однако, дело в том, что, огромную часть культуры древней Индии составляет буддийское искусство, т.к. ок. 6 в.до н.э. в Индии возник Буддизм и некоторое время оставался основной религией. Большая часть архитектуры и скульптуры того времени была посвящена именно буддизму. Сегодня мы поговорим именно об индуистском искусстве.

Архитектура.

Безусловно, основным архитектурным сооружением в Индии во все времена были храмы. Ранние индуистские храмы, посвященные определенному божеству, появились в Индии в конце первого тысячелетия до нашей эры. Они обычно строились в местах, отмеченных особой святостью. Предания связывали их с деяниями Вишну, Шивы и других богов.

- Судя по литературным источникам, архитектор занимал довольно почетное место в индийском обществе. Чаще всего зодчими становились выходцы из высших сословий. Подготовка архитектора была длительной. К изучению специальных предметов допускались лишь те ученики, которые сумели последовательно овладеть в совершенстве искусством танца, музыки, живописи, скульптуры и прикладных дисциплин. Благодаря многогранному образованию, архитектор был способен квалифицированно руководить всем процессом строительства храма, подчиняя замыслу работу довольно большого коллектива каменщиков, скульпторов, художников и прикладников. В результате достигалась идейно-художественная целостность культового здания.

- Индийский храм состоял из 3 частей: многоколонный зал для религиозных обрядов, закрытое помещение (притвор) и святилище. Самой важной частью храма является святилище. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никакого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей. Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают один из важнейших обрядов, который называется прадакшина. Большой зал используется для некоторых ритуалов, относящихся к самим прихожанам. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов. Позднее храмовая архитектура развивалась по пути усложнения планировки: к святилищу и колонному залу добавили залы для танцев и приношений.

Развитие индуистского храма определило появления высокой надстройки-шикхары. Шикхара, войдя в архитектурную конструкцию индуистских храмов, получила вид каменной монолитной пирамиды, уложенной поверх плоского перекрытия святилища. В дальнейшем форма шикхары определила два основных типа индуистских храмов: южного и северного.

- В индийском зодчестве различают 2 типа храмов: 1) на севере Индии, где климат более дождливый, храм имел форму заостренной высокой башни, с которой легко могла стекать вода. 2) На юге он представлял собой многоярусную пирамиду, увенчанную небольшим куполом или двускатной крышей. Многоступенчатость индийских храмов символически передавала идею постепенного восхождения к небу.

- Один из самых известных и великолепных индийских храмов – храм Кайласанатха в Эллоре, посвященный богу Шиве. Это архитектурный шедевр мирового значения, построенный с 5 по 10 века. Он, подобно статуе, был высечен из одной скалы. По величине и мощи его можно было бы сопоставить с греческим Парфеноном (они почти равны друг другу по площади). Он производит впечатление живого организма, вмещающего в себя все разнообразие окружающего мира. Фигуры слонов, львов, тигров несут на себе храм. Он по праву считается одним из самых поразительных произведений искусств Индии.

- Южноиндийские храмы внешне сильно отличаются от всех остальных. Посмотрим это на примере храмабогу ВишнуРанганатхи в Шрирангамев штате Тамилнад. Этот храм является самым крупным культовым сооружением в Индии и самым крупным действующим индуистским храмом в мире. Храм окружён семью рядами стен, общая длина которых составляет почти 10 километров. В стенах храма расположена 21 башня-гопурам разной высоты. Одной из основных достопримечательностей храма является «зала с 1000 колонн». (Гопурам - это надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс.)

Только людям, исповедующим индуизм, разрешается вход в центральное святилище, в котором находится главное божество храма - Вишну.

Если вы успели заметить, индуистские храмы обильно украшены скульптурами.

Скульптура.

Средневековая скульптура Индии являлась украшением архитектуры. Огромные скульптурные рельефы украшали высокие храмовые сооружения. В основном это были какие-то мифологические сюжеты, связанные с теми или иными индийскими божествами. Следует заметить, что позы фигур, их жесты и движения весьма изящны и выразительны. Скорее всего, этому способствовало влияние танца, распространенного в Индии. Вообще считается, что скульптура и танец неразрывно связаны в индийской культуре.

Также стоит заметить, что в средневековой скульптуре преобладают пышные округлые формы, тщательная проработка деталей. Скульптура украшала внешнее и внутреннее убранство храмов и дворцов.

Живопись.

Значительных высот достигли и индийские живописцы, об утонченном мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку. Издревле занятия живописью считались необходимыми для каждого человека, поэтому детям прививались определенные навыки художественного творчества. В одном из древнейших трактатов по теории живописного искусства были сформулированы следующие мысли: художник должен соблюдать масштаб и пропорции предметов внешнего мира, достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций, передавать красоту окружающей природы, а главное – воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества характера. Росписи в пещерных храмах Аджанты по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении 2-6 вв., представляют собой прекрасное соединение архитектуры, скульптуры и живописи. На стенах пещерных храмов предстает величественная панорама жизни Индии. Художники Аджанты использовали коричневую, белую, красную, синюю, зеленую и желтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже в полумраке краски продолжали светиться.

- Также мировую известность получила книжная миниатюра Индии, иллюстрирующая буддийские книги и произведения индийского эпоса. Индийские мастера точно раскрывали сюжеты произведений, развертывая композиции на фоне стилизованного пейзажа. Создание больших циклов миниатюр требовало участия многих художников. Каждый из них специализировался на изображении определенных элементов: деталей, архитектуры, пейзажа, костюмов. Художники писали яичными красками. Их работа во многом напоминала искусство ювелира.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.