Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ



НАБЛЮДЕНИЕ В диагностической классификации наблюдение относится к малоструктурированным методам. В свою очередь, наблюдение может быть срезовым или лонгитюдным, включенным или пассивным, выборочным или сплошным. Поговорим сегодня о скрининговом интегративном наблюдении за детьми дошкольного и младшего школьного возраста: при таком наблюдении можно фиксировать различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных психологом. Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях, например во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на занятиях основного цикла или на уроках физкультуры, труда и т.п. Основной задачей подобного наблюдения можно считать следующую — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска по школьной дезадаптации. Для этого необходимо определить те параметры, которые должны обращать на себя особое внимание в процессе наблюдения. С нашей точки зрения, такими параметрами являются следующие: — операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания); — характер поведения ребенка, его целенаправленность (регуляторная зрелость); — особенности речевого развития; — аффективные и эмоциональные особенности ребенка; — взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект); — моторная гармоничность, ловкость ребенка, латеральные моторные и сенсорные предпочтения. УСЛОВИЯ Прежде чем мы подробно поговорим о каждом из этих параметров, хотелось бы вам предложить используемую нами в практике школьной работы технологию такого наблюдения и условия его проведения. К условиям в данном случае можно отнести обязательную договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. Учитель должен хорошо себе представлять, что вы придете в класс не с целью проверки знаний детей или (упаси боже) проверки готовности учителя, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере беседы) с педагогом. Удобнее всего это сделать на школьном консилиуме. Можно поговорить с педагогом и в более неформальной обстановке. Однако имеет смысл рассказать о своих посещениях уроков и на педсовете, чтобы администрация школы была в курсе ваших планов. При этом не требуется, чтобы учитель предупреждал детей: для них вы как бы просто пришли на урок в гости. Следующим условием проведения подобного наблюдения является ваша «незаметность» — для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из последних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе. Если вы незнакомы с детьми, лучше всего заранее, скажем накануне, прийти в класс на перемене и немного пообщаться с ребятами. Таким образом вы снимете эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять вас за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях. Опыт показывает, что дети быстро привыкают к тому, что на уроках иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие. Еще одним условием осуществления такого наблюдения являются заранее приготовленные листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме. Лист-схема размещения детей в классе. Х — место, где может находиться психолог. Если учитель позволяет детям рассаживаться по их усмотрению или дети сидят на каждом уроке на разных партах, то вписывать имена в уже «пронумерованные» места придется в ходе урока. Это вполне реально даже в том случае, если класс большой, — ведь учитель спрашивает детей, называя их по именам или фамилиям, делает адресные замечания, хвалит детей персонально и т.д. Важно, чтобы ваша первая встреча с малознакомыми детьми не совпала с контрольной работой. Такой вид деятельности детей очень информативен для целей скринингового наблюдения, но в этом случае могут возникнуть трудности с идентификацией ваших наблюдений. Еще одним условием скринингового наблюдения можно считать его «неодноразовость». Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для выявления тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам в обучении и/или поведении, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет в классе, а вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам (быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности), может попасть под прицел психолога. Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации. Начало учебного дня: первый, второй уроки. При этом психолог должен присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности. Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки. Начало недели (четверти). Конец недели (четверти). Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна). Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоятельная работа. Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоятельная работа. Репетиция какого-либо мероприятия. Праздник или какое-либо мероприятие. Перемена. Столовая. Прогулка. Этот список можно дополнять или сужать, тут главное — определиться с целью наблюдения и сделать первый шаг. У читателя может возникнуть вполне справедливый вопрос: а почему бы педагогу самому не заняться таким наблюдением? Опытный, внимательный учитель достаточно быстро способен выявить детей, которые, с его точки зрения, будут испытывать проблемы. Но у учителя совершенно иная задача, чисто педагогическая. Он в состоянии понять, каким детям будет трудно в будущем, но не его задача определить, из-за чего тому или иному ребенку будет трудно. Учитель может помочь психологу в выявлении детей группы риска: заполнить анкету или опросник оценки поведения детей. Следует четко понимать, что выявление причин и механизмов обнаруженных в процессе наблюдения проблем (особенностей развития) ребенка — это уже задача не скринингового, а углубленного психологического обследования. Первичные результаты наблюдения удобно заносить в таблицу (см. табл. 1). При наличии проблем в той или иной сфере в соответствующей графе ставится крестик или галочка. Следует иметь в виду, что в ситуации значительной выраженности особенностей (проблем) в какой-либо сфере таких отметок может быть несколько. В дальнейшем, если в задачу наблюдения входит уточнение или качественная специфика проблем, удобнее использовать дополнительные бланки (см. в соответствующем разделе). ТАБЛИЦА 1. Общая схема наблюдения за детьми
Порядковый номер Фамилия, имя ребенка № парты Наличие особенностей в сфере
Операциональные характеристики Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость) Речевое развитие Аффективно-эмоциональная сфера Коммуникативные особенности Двигательная сфера (моторика)
               
               
...                






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.