ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Эти параметры тесно связаны с общим уровнем психической активности ребенка и являются динамическими, то есть изменяющимися в процессе самой деятельности. — работоспособность; Работоспособность Работоспособность является, на наш взгляд, базовой характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребенка к условиям регулярного обучения. — слишком быстрое некомпенсируемое утомление (низкая работоспособность); Совершенно очевидно, что появление признаков утомления и наступление самого утомления (то есть снижения работоспособности) сказывается не только на характере деятельности и параметрах внимания, но и на темпе деятельности. Темп деятельности Нормативным следует считать равномерный, устойчивый темп деятельности: ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог. Наблюдая за поведением детей на уроке или в других ситуациях, можно выявить несколько категорий детей. — резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим); Совершенно очевидно, что темп деятельности нормативно снижается на фоне утомления после ответственных и трудных заданий (самостоятельных или контрольных работ), а также часто связан с такими особенностями современных детей, как метеочувствительность, соматическая ослабленность, а часто и недостаточное или нерациональное питание. ТАБЛИЦА 2. Особенности операциональных характеристик деятельности
* В случае выраженного снижения темповых характеристик деятельности в соответствующей графе ставится несколько отметок (например, ++ или +++). Наталья СЕМАГО, |
Наблюдение (психология)
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2012; проверки требуют 9 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведенияизучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Содержание
[убрать]
· 1 Общие сведения
o 1.1 Предмет наблюдения
o 1.2 Средства наблюдения
· 2 Классификация наблюдений
o 2.1 По систематичности различают
o 2.2 По фиксируемым объектам
o 2.3 По форме наблюдения
§ 2.3.1 Осознанное наблюдение
§ 2.3.2 Неосознанное внутреннее наблюдение
§ 2.3.3 Неосознанное внешнее наблюдение
§ 2.3.4 Наблюдение окружающей среды
· 3 Этический кодекс APA и наблюдения
· 4 Этапы исследования методом наблюдения
· 5 Плюсы и минусы
o 5.1 Преимущества метода наблюдения
o 5.2 Недостатки метода наблюдения
· 6 См. также
· 7 Примечания
· 8 Ссылки
Общие сведения[править | править исходный текст]
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии,психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].
Предмет наблюдения[править | править исходный текст]
· Вербальное поведение
· Содержание речи
· Продолжительность речи
· Интенсивность речи
· И др.
· Невербальное поведение
· Экспрессия лица, глаз, тела,
· Выразительные движения
· И др.
· Перемещения людей
· Дистанция между людьми
· Физические воздействия
· Касания
· Толчки
· Удары
· И др.
И т. д.
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойствапсихики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения[править | править исходный текст]
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Классификация наблюдений[править | править исходный текст]
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают[править | править исходный текст]
· Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
· Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
· Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
· Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам[править | править исходный текст]
· Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
· Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].
По форме наблюдения[править | править исходный текст]
· Осознанное наблюдение
· Неосознанное внутреннее наблюдение
· Неосознанное внешнее наблюдение
· Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение[править | править исходный текст]
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение[править | править исходный текст]
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).