БИЛЕТ 2. Стадии развития психики. Сознание человека как высшая стадия развития психики. Роль языка в формировании
Сознания.
А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики;
стадию интеллекта.
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики. Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному
воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми
воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать
отдельные свойства предметов внешней среды. Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной
системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием
целостных вещей.
2.2. Стадия перцептивной психики. Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма
совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не
является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление
усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению. Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует
перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме
целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а
не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных
действий.
Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит
перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной
сфере в виде примитивной образной памяти.
2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления). Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии
развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает
там, где осуществляется фаза подготовления. Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их
отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является
развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.
Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей
окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и
преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении
действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В
сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует
включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление
объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного
отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут,
окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. "Осознание переживания - это всегда установление его объективной
отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть
реализовано" (С. Л. Рубинштейн).
Сознание развивается у человека только в социальных контактах и становится возможным лишь в условиях активного
воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи,
возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко). I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2)
чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные
значения, житейские и научные значения - понятия.
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления
значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают
средством диалога и взаимопонимания.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования
понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как
вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя
только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является
сознание, мышление : будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия.
Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но
единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга : сознание отражает действительность, а
язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими
мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание : его исторически сложившиеся нормы,
специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от
языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же
может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|