Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 2. Стадии развития психики. Сознание человека как высшая стадия развития психики. Роль языка в формировании



Сознания.

 

А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики;

 

стадию интеллекта.

 

2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному

 

воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми

 

воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать

 

отдельные свойства предметов внешней среды.

Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной

 

системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием

 

целостных вещей.

 

2.2. Стадия перцептивной психики.

Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма

 

совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не

 

является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление

 

усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.

Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует

 

перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме

 

целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а

 

не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных

 

действий.

 

Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит

 

перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной

 

сфере в виде примитивной образной памяти.

 

2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления).

Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии

 

развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает

 

там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их

 

отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является

 

развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.

 

Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.

 

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей

 

окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и

 

преобразование окружающей действительности.

 

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении

 

действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В

 

сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

 

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует

 

включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление

 

объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного

 

отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут,

 

окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. "Осознание переживания - это всегда установление его объективной

 

отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть

 

реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

 

Сознание развивается у человека только в социальных контактах и становится возможным лишь в условиях активного

 

воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи,

 

возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

 

Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2)

 

чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

 

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные

 

значения, житейские и научные значения - понятия.

 

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления

 

значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают

 

средством диалога и взаимопонимания.

 

 

Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание:

1) рождается в бытии,

2) отражает бытие,

3) творит бытие.

 

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования

 

понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как

 

вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя

 

только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является

 

сознание, мышление : будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия.

 

Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но

 

единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга : сознание отражает действительность, а

 

язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими

 

мыслителями.

 

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание : его исторически сложившиеся нормы,

 

специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от

 

языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же

 

может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.