Периодов, их положительная и отрицательная роль.
Признаки ведущ.деят-ти по Леонтьеву: 1) новообразование психич.процессов; 2) новообразование личности; 3) возникновение
и развитие новых видов деятельности, одна из которых потом в определенный период становится ведущей.
Критерии по Д.Б. Эльконину: 1)социальная ситуация развития; 2) тип ведущей деят-ти; 3)основные новообразования; 4)
кризис.
Д.Б. Эльконин. Ведущая деятельность – деятельность, в которой формируется основное новообразование данного возрастного
этапа, развиваются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельности.
Периодизация развития ребенка до 18 лет:
- раннее детство – это а) младенчество, ведущ. деятельность - для непосредственно-эмоциональное общение ребенка
со взрослым (1-й пер.);
б) собственно раннее дет-во, где ведущая деят-ть – предметно-орудийная, ребенок при рук-ве взрослого осваивает употр.
орудий и речи (2-й пер.).
- детство – а) дошкольное с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-ый пер); б) младшее школьное с ведущей учебной
деятельностью (2-й пер).
- подростничество – ведущая деятельность – а) интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й пер); б) в
старшем – учебно-профессиональная деятельность (2-й пер).
Кризисы:
? Раннее детство. (1 период (до года)). Кризис одного года. Резкое возрастание внешне проявляется в независимости
ребенка от взрослых, всплеск самостоятельности.
? Раннее детство. (2 период (1-3 лет)). Кризис 3 лет. Желание действовать по собственному усмотрению, вопреки
ситуации и предложенному взрослым. Симптомы осн. – негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; возможные-
обесценивание взрослых; протест-бунт; деспотизм.
? Детство. (1 период (3-7 лет)). Кризис 7 лет. Переживания приобретают смысл. Характер переживаний
перестраивается. Наблюдается острая борьба переживаний. Симптомы – потеря непосредственности; манерничание; симптом
«горькой конфеты». Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Еще симптомы: пауза (ребенок «не слышит»);
спор; непослушание.
? Детство. (2 период (с 6,7-10,11 лет)). Кризис 11 лет. Изменения в функционировании мозга ребенка, адаптация к
школе, режим дня и т.п.
? Подростничество. (1 период (11, 12- 14,15)). Кризис 15 лет (ранней юности, самосознания). Переходный, критический.
Меняется внутренняя позиция подростка. Неопределенность будущего вызывает рост тревожности, переживания страха,
сильного волнения. Кто я? Чего я хочу? Что я могу? Появляется склонность к самоанализу.
? Подростничество. (2-ой период) (15-17)). Взросление. Кризис 17 лет (Вступление во взрослось). Овладение системой
научных понятий, профес. ориентация. Хар-тер учебной деят-ти становится более осознанным.
Кризисы у взрослого:
- Кризис юности (17-22) – Кто я? Чего хочу? Что я могу? Нет еще ответа.
- Кризис молодости (28-32) –неудовлетворенность собой. Каков он и каким хотел бы быть. Что переоценил, а что
недооценил?
- Кризис взрослости (35-45) – кризис середины жизни (три общие кризиса: - нереализованности; - опустошенности; -
бесперспективности)
- Кризис зрелости (55-60) Подведение итогов, которые не всегда могут удовлетворять, т.к не все желания и цели были
реализованы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|