Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 24. Общение как ведущая форма человеческого взаимодействия.



Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в

 

совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,

 

восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели и

 

задачи.

 

1. Коммуникация - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно

 

ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение

 

социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей коммуникации включает

 

как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической1

 

системы (совокупности знаков), например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3)

 

тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие

 

тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов.

 

2. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые

 

связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. совместная деятельность —

 

это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство

 

(воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Обязательным компонентом психологической структуры

 

совместной деятельности является общий мотив.

 

3. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается

 

«прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

 

Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия

 

материального мира. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. большое значение имеет то,

 

как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как

 

обязательная составная часть общения. Эта сторона общения и называется перцептивной.

 

Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные.

 

Структура общественных отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат

 

производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические,

 

идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Их специфика заключается в

 

том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных

 

общественных групп (классов, профессий, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе

 

взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

 

Межличностные отношения складываются внутри общественных отношений. Практически во всех групповых действиях их

 

участники выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие

 

личности.

 

Опираясь на теорию Л. С. Выготского, М. И. Лисина открыла в отечественной психологии новое понятие-общение ребенка со

 

взрослым. Под ее руководством были проведены экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его

 

влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение

 

детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа. Было доказано, что в условиях

 

органического, как и коммуникативного, дефицита процесс развития замедляется и его закономерности выступают в открытой,

 

развернутой форме.

 

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая

 

среда на расширение его кругозора.

 

Конфликт, как социальное явление, занимает определенное место в жизни каждого из нас. Конфликт - это отношения между

 

субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов

 

(потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

 

Структура конфликта:

 

• стороны конфликта;

• предмет конфликта;

• образ конфликтной ситуации;

• мотивы конфликта;

 

позиции сторон-конфликта.

 

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

 

Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она

 

проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях,

 

игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении

 

совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве.

 

На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль и их необходимо

 

разъединить.

 

Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

 

Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы

 

устранения противоречий, лежащих в основе конфликта: 1) устранение объекта конфликта; 2) раздел объекта конфликта

 

между сторонами; 3) установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта; 4) компенсация одной из

 

сторон за передачу объекта другой стороне; 5) разведение сторон конфликта; 6) перенос отношений сторон в другую

 

плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса.

 

Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы: 1) любые конфликты легче решаются в комфортной

 

обстановке; 2) наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента; 3) максимально дистанцируйтесь от отрицательных

 

эмоций вашего оппонента; 4) дождитесь, пока спадет накал страстей; 5) постарайтесь отсечь историю конфликта; 6) перейдите

 

к обсуждению возможных вариантов решения конфликта; 7) тщательно контролируйте свою речь.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.