БИЛЕТ 25. Психологическая структура учебной деятельности.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков,
необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что
она прямо служит средством психологического развития индивида. Учебная деятельность – ведущая деятельность школьного
возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде
интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1)
учитель; 2) учащийся.Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения
знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и
наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать
знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика:
ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д. За время обучения в школе ребенок проходит длительный
путь развития. В старших классах от учащегося требуется не столько запоминание, сколько понимание, переосмысливание
изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают
основы мировоззрения. В старших классах средней школы формируются мировоззрение и убеждения, с которыми связываются
мотивы учебной и трудовой деятельности.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в
самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: 1) процесс обучения невозможен без наличия у
учащихся определенных мотивов деятельности; 2) многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение
которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-
познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).
Часть 2. Педагогические основы педагогической антропологии
БИЛЕТ 1. Место педагогики в системе наук о человеке. Взаимосвязь педагогики и психологии. Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не
может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и
развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена
общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее
существо с его психическим внутренним миром — психологические науки.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики
человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать
механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь
с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями. Педагогика пользуется психологическими методами
исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с
психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии
профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать,
что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности
психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста. Дифференциальная
психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно
ориентированного подхода в воспитании. Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности,
включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем
воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив. Устанавливаются все более тесные
связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают
педагогике в научной разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|