Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 25. Психологическая структура учебной деятельности.



Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков,

 

необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что

 

она прямо служит средством психологического развития индивида. Учебная деятельность – ведущая деятельность школьного

 

возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде

 

интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1)

 

учитель; 2) учащийся.Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения

 

знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и

 

наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать

 

знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика:

 

ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д. За время обучения в школе ребенок проходит длительный

 

путь развития. В старших классах от учащегося требуется не столько запоминание, сколько понимание, переосмысливание

 

изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают

 

основы мировоззрения. В старших классах средней школы формируются мировоззрение и убеждения, с которыми связываются

 

мотивы учебной и трудовой деятельности.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в

 

самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: 1) процесс обучения невозможен без наличия у

 

учащихся определенных мотивов деятельности; 2) многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение

 

которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-

 

познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).

 

 

Часть 2. Педагогические основы педагогической антропологии

 

БИЛЕТ 1. Место педагогики в системе наук о человеке. Взаимосвязь педагогики и психологии.

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не

 

может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и

 

развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена

 

общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее

 

существо с его психическим внутренним миром — психологические науки.

 

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики

 

человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать

 

механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь

 

с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями. Педагогика пользуется психологическими методами

 

исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с

 

психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии

 

профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать,

 

что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.

 

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности

 

психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста. Дифференциальная

 

психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно

 

ориентированного подхода в воспитании. Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности,

 

включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем

 

воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив. Устанавливаются все более тесные

 

связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают

 

педагогике в научной разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.