Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогического процесса.



Современный педагогический процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих

 

веков. Практически любая современная теория воспитания, обучения и развития личности «вырастает» из психолого-

 

педагогических идей и концепций прошлого.

 

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее

 

влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую

 

популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и

 

др.).

 

Многообразие подходов к сущности, содержанию и организации педагогического процесса, созданных за века развития

 

педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях педагогического процесса.

 

Современные базовые теории педагогического процесса, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но

 

и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития

 

личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая

 

ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

 

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л.

 

Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в

 

деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

 

При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя,

 

преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов,

 

разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью

 

ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не

 

только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало

 

очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. Основываясь на определении

 

учебной деятельности Д.Б.Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и

 

саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного

 

подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних

 

исследований, показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого

 

ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности,

 

уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.