Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 6. Процесс воспитания как сторона педагогического процесса. Воспитание и социализация.



Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от

 

особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его

 

формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы так или иначе

 

обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают

 

соответствующие системы образования, условия для воспитания.

 

Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к

 

личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых и новых по мере развития

 

психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в

 

процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы,

 

осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в

 

психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс — экстериоризация — перевод из

 

внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и

 

происходит формирование сложной психологической структуры ЛИЧНОСТИ. Этому способствует воспитание, работа,

 

деятельность, занятия взрослого, воспитателя с ребенком.

 

Начиная с XX в. педагогика и психология понимают процесс воспитания не только как воздействие, руководство взрослого, но

 

преимущественно как взаимодействие воспитанника и воспитателя. Заметим, речь идет о воспитании как педагогическом

 

процессе, педагогической деятельности в рамках определенных педагогических систем. Это значит, что собственно

 

педагогический процесс как некоторая последовательность действий протекает организованно, целенаправленно, является

 

профессиональной деятельностью, т. е. осуществляется специально подготовленными людьми в учебно-воспитательных

 

учреждениях: детских садах, школах, детских домах и интернатах, училищах, институтах и др.

 

Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система.

 

Компоненты педагогического (воспитательного) процесса таковы:

 

— целевой — определение целей воспитания;

 

— содержательный — разработка содержания воспитания;

 

— операционно-деятельностный — организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;

 

— оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса.

 

Есть еще один компонент деятельности — коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта

 

воспитания, проще — воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе

 

воспитания.

 

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,

 

воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм

 

управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния

 

социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.

 

Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем

 

социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе

 

воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами,

 

предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный

 

опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в

 

процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь.

 

Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе

 

решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с

 

окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в

 

различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и

 

незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте

 

человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний,

 

потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется

 

жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества

 

воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.