БИЛЕТ 6. Процесс воспитания как сторона педагогического процесса. Воспитание и социализация.
Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от
особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его
формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы так или иначе
обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают
соответствующие системы образования, условия для воспитания.
Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к
личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых и новых по мере развития
психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в
процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы,
осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в
психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс — экстериоризация — перевод из
внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и
происходит формирование сложной психологической структуры ЛИЧНОСТИ. Этому способствует воспитание, работа,
деятельность, занятия взрослого, воспитателя с ребенком.
Начиная с XX в. педагогика и психология понимают процесс воспитания не только как воздействие, руководство взрослого, но
преимущественно как взаимодействие воспитанника и воспитателя. Заметим, речь идет о воспитании как педагогическом
процессе, педагогической деятельности в рамках определенных педагогических систем. Это значит, что собственно
педагогический процесс как некоторая последовательность действий протекает организованно, целенаправленно, является
профессиональной деятельностью, т. е. осуществляется специально подготовленными людьми в учебно-воспитательных
учреждениях: детских садах, школах, детских домах и интернатах, училищах, институтах и др.
Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система.
Компоненты педагогического (воспитательного) процесса таковы:
— целевой — определение целей воспитания;
— содержательный — разработка содержания воспитания;
— операционно-деятельностный — организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;
— оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса.
Есть еще один компонент деятельности — коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта
воспитания, проще — воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе
воспитания.
В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,
воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм
управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния
социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем
социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе
воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами,
предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный
опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в
процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь.
Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе
решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с
окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в
различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и
незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте
человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний,
потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется
жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества
воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|