Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 9. Методы и средства воспитания.



Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания

 

методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств,

 

характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из

 

инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное

 

воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов

 

воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

 

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства,

 

волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в

 

зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит

 

воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека.

 

Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной

 

литературы.

 

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-

 

педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца,

 

стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный

 

«идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у

 

«образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости

 

от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.

 

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

 

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

 

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением

 

знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек

 

поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот

 

лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше

 

упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

 

Группа методов, которые следует рассмотреть далее – методы стимулирования, главное назначение которых – дополнительное

 

стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными.

 

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных

 

поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у

 

него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный

 

эффект от поощрения – возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще.

 

Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение

 

не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения

 

могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

 

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека.

 

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а

 

также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни

 

морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и

 

поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива,

 

ироническая шутка и т.д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.