БИЛЕТ 9. Методы и средства воспитания.
Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания
методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств,
характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из
инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное
воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов
воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.
Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства,
волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в
зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит
воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека.
Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной
литературы.
Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-
педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца,
стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный
«идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у
«образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости
от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.
Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.
Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением
знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек
поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот
лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше
упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.
Группа методов, которые следует рассмотреть далее – методы стимулирования, главное назначение которых – дополнительное
стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных
поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у
него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный
эффект от поощрения – возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще.
Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение
не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения
могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а
также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни
морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и
поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива,
ироническая шутка и т.д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|