Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 11. Становление учащегося как субъекта учебной деятельности.



Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Современное понятие «обучающийся»

 

названо так потому, что индивид обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), при этом ученик определяется как

 

субъект образовательного процесса, вследствие чего ему свойственны индивидуальные личностные и деятельностные

 

особенности.

 

Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастную группу.

 

Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические

 

новообразования, используя которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.

 

Развивающее обучение, в свою очередь, способствует рационализации системы образования и повышает эффективность

 

педагогических воздействий. Учитывая типологические особенности школьников, их делят на младших школьников, подростков

 

(средний школьный возраст) и старшеклассников.

 

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) – это начало общественного бытия человека. Это субъект, вступающий в учебную

 

деятельность. В этом качестве он, главным образом, отличается готовностью к ней и включенностью в нее. Готовность

 

определяется уровнем психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, учению. В работе с младшими

 

школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, свойственные этому возрасту:

 

теоретическое рефлексивное мышление, чувство компетентности. Существенным является и то, что в связи со сменой условий

 

жизни у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Рядом с мнениями и оценками, которые

 

высказывали детям родители, появляется новый авторитет – учитель.

 

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной

 

деятельности.Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости.У школьника в качестве психического

 

новообразования возникает «чувство взрослости». Специфическая социальная активность, присущая подростку, порождает

 

повышенную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.В этом

 

возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно

 

следуемому «идеалу».

 

Подростка отличает активный процесс индивидуализации. Если для младшего школьника ведущей является учебная

 

деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществляемой лишь одновременно с

 

общественной деятельностью.Как субъект учебной деятельности подросток определяется тенденцией к утверждению позиции

 

собственной субъективной исключительности, стремлением чем-то выделиться.

 

Старшеклассник (от 14-15 до 17 лет), вступая в новую социальную ситуацию развития, главным образом, нацелен на будущее

 

выбором образа жизни, профессии, референтных групп людей. Для старшеклассника особое значение имеет ценностно-

 

ориентационная активность, стремление к автономии, право быть самим собой. В этом возрасте большое значение приобретают

 

дружба и доверительные отношения.

 

У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности: она включает элементы анализа, исследования, при

 

этом учеба осознается как необходимый этап личностного самоопределения, профессиональной направленности. Важнейшее

 

психическое новообразование – личностное и профессиональное самоопределение, поэтому учебная деятельность для

 

школьника этого возраста является средством реализации своих жизненных планов. Старший школьник включается в новый тип

 

ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление

 

как субъекта последующей трудовой деятельности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.