Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 21. Деятельность педагога как процесс решения педагогических задач. Структура педагогической деятельности.



В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются

 

цель, мотивы, действия и результат, применительно к пе-дагогической деятельности преобладает подход выделения ее

 

компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

 

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный,

 

организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности

 

необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

 

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного

 

материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий

 

и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

 

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные

 

виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

 

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с

 

воспитанниками, другими педагогами школы, представителями обществен-ности, родителями.

 

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к

 

любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической

 

деятельности.

 

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е.

 

проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса,

 

представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей,

 

ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и

 

относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим

 

явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа

 

собственного опыта и опыта других учителей.

 

Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные

 

аналитическая, прогностическая и проективная функции.

 

Углубленное изучение содержания коммуникативной функции позволяет определить ее также через взаимосвязанные

 

перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-операциональную функции. Перцептивная функция связана с

 

проникновением во внутренний мир человека, собственно коммуникативная — направлена на установление педагогически

 

целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная — предполагает активное использование средств

 

педагогической техники.

 

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю

 

своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в

 

структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.