БИЛЕТ 21. Деятельность педагога как процесс решения педагогических задач. Структура педагогической деятельности.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются
цель, мотивы, действия и результат, применительно к пе-дагогической деятельности преобладает подход выделения ее
компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный,
организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности
необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного
материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий
и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные
виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с
воспитанниками, другими педагогами школы, представителями обществен-ности, родителями.
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к
любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической
деятельности.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е.
проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса,
представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей,
ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и
относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим
явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа
собственного опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные
аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Углубленное изучение содержания коммуникативной функции позволяет определить ее также через взаимосвязанные
перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-операциональную функции. Перцептивная функция связана с
проникновением во внутренний мир человека, собственно коммуникативная — направлена на установление педагогически
целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная — предполагает активное использование средств
педагогической техники.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю
своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в
структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|