Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 22. Основные функции педагогического общения, его техника и стили.



Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося),

 

опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе (Педагогическая…, 1993-1996. Т.2).

 

Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса,

 

осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-

 

смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно

 

достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А., 1996).

 

Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения

 

делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых

 

сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;

 

воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную,

 

направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного;

 

регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации,

 

производящей процесс актуализации своих возможностей.

 

Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств

 

педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. Существует несколько классификаций педагогических

 

стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу

 

регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как

 

стили педагогического общения. Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей

 

участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как

 

правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых,

 

неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно

 

под неё "подогнаны". Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках

 

регламентированного стиля весьма низки.

Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить

 

решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны,

 

поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно.

 

Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса. В

 

рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально

 

подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на

 

ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возможностей

 

ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию педагогического стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.

Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль педагогического общения, который может быть расценён

 

как попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля

 

педагога над поведением воспитанников.

Оптимальным представляется так называемый демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая

 

регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и

 

особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом

 

возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.

 

Техника педагогического общения - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим

 

процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.

 

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций,

 

внимание, наблюдательность и т.п.). Вторая - с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду

 

технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический

 

процесс).

 

В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки: 1. Обращение: жесткое - суровое –

 

нейтральное - нежное; рациональное - шуточное - (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование этикета -

 

корректность (точно маркированный этикет) - любезность (этикет + желание понравиться партнеру) - дискретность

 

(приличность + скромность) - деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку)

 

- тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго формальный-

 

деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение чувств: преувеличенное – свободное –

 

сдержанное - заторможенное. 5. Речь: а) дикция: жеманная – корректная – свободная - вульгарная; б) диалогизация:

 

асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) - симметрия (оба говорят одинаково) -

 

асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная – порывистая –

 

умеренная - отсутствует; г) язык: научный - литературный – профессиональный – народный – вульгарный - диалект; д) стиль

 

речи: протоколирующая – штамповая – «житейская» -лаконичная – патетическая – риторическая - поэтическая (образная).

 

Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными

 

техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его

 

педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.