БИЛЕТ 23. Профессиональное развитие педагога.
Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя
детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.
Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.
Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде
являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и
эмоциональная (поведенческая) гибкость.
Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе
социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной
области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Сегодня налицо противоречие
между меняющимися со временем требованиями к педагогам и новыми условиями жизни общества. Постоянно развивающаяся и
меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе,
соответственно происходят изменения в образовательной среде. Одним из наиболее значимых профессиональных качеств
педагога является профессионализм. В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через
профессиональную компетентность. Компете?нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в
заданной предметной области.
Профессиональная компетентность включает, по мнению Митиной Л.М., знания, умения, навыки, а также способы и приемы их
реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной
компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки
социального поведения) подструктур.
Маркова А.К. выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:
1. профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
2. профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
3. профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
4. личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Коджаспирова Г.М. называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам профессиональное самосознание.
Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в
системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей
учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений,
определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических
способностей.
Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения
квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный
уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.
В концепции профессионального развития учителя, разработанной Митиной Л.М. основными характеристиками, необходимыми
педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.
При рассмотрении педагогической компетентности Митина Л.М. выделяет задачу формирования у педагога способности
отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.
Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость,
отзывчивость.
В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка,
направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|