Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 23. Профессиональное развитие педагога.



Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя

 

детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.

 

Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

 

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде

 

являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и

 

эмоциональная (поведенческая) гибкость.

 

Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе

 

социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной

 

области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Сегодня налицо противоречие

 

между меняющимися со временем требованиями к педагогам и новыми условиями жизни общества. Постоянно развивающаяся и

 

меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе,

 

соответственно происходят изменения в образовательной среде. Одним из наиболее значимых профессиональных качеств

 

педагога является профессионализм. В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через

 

профессиональную компетентность. Компете?нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в

 

заданной предметной области.

 

Профессиональная компетентность включает, по мнению Митиной Л.М., знания, умения, навыки, а также способы и приемы их

 

реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной

 

компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки

 

социального поведения) подструктур.

 

Маркова А.К. выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:

 

1. профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

 

2. профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

 

3. профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

 

4. личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

 

Коджаспирова Г.М. называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам профессиональное самосознание.

 

Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в

 

системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей

 

учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений,

 

определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических

 

способностей.

 

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.

 

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения

 

квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный

 

уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

 

В концепции профессионального развития учителя, разработанной Митиной Л.М. основными характеристиками, необходимыми

 

педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.

 

При рассмотрении педагогической компетентности Митина Л.М. выделяет задачу формирования у педагога способности

 

отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.

 

Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость,

 

отзывчивость.

 

В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка,

 

направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.