БИЛЕТ 24. Современные системы образования: тенденции развития.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из
самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и
научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и
изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.
И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные
изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Место образования в жизни общества во многом
определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности
развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально
изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства
- информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической
жизни мирового сообщества.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в
образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в..
Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного
образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая
задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью
студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций,
что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).
Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что
позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением
элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по
выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания" и "школе мышления".
Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко
регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим
процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие,
организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют
необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с
обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:
- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью
воспитания подрастающих поколений;
- гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на
формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого
школьника;
- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, за
интересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и
организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.
Таким образом, основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого
обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно,
незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с
преподавателями по конкретным темам или проблемам.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|