Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 24. Современные системы образования: тенденции развития.



Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из

 

самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и

 

научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и

 

изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.

 

И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные

 

изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Место образования в жизни общества во многом

 

определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности

 

развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально

 

изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства

 

- информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

 

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической

 

жизни мирового сообщества.

 

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в

 

образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в..

 

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного

 

образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая

 

задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью

 

студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций,

 

что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).

 

Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что

 

позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

 

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением

 

элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по

 

выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания" и "школе мышления".

 

Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко

 

регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим

 

процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие,

 

организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

 

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют

 

необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с

 

обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

 

Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:

 

- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью

 

воспитания подрастающих поколений;

 

- гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на

 

формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

 

- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого

 

школьника;

 

- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, за

 

интересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

 

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и

 

организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

 

Таким образом, основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого

 

обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно,

 

незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с

 

преподавателями по конкретным темам или проблемам.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.