Здавалка
Главная | Обратная связь

Как определить предикаты какого-либо конкретного человека



Выбирайте каждый день какого-либо конкретного че­ловека и обращайте внимание на предикаты, применяемые этим человеком. Говоря конкретно, определите предикаты и репрезентативную систему, с которой они связаны. По­сле того, как вы в течение некоторого времени прислушивались к речи этого человека и установили, какая репре­зентативная система у него ведущая, обратитесь к нему с прямым вопросом о том, как он в данный момент времени организует свой опыт.

Если ведущей репрезентативной системой этого чело­века является визуальная система, задайте следующие вопросы:

— вызываете ли вы в своем воображении картины, зрительные образы?

— Появляются ли в вашем сознании зрительные обра­зы и представления?

— Можете ли вы увидеть то, о чем я говорю? Если у такого человека ведущая репрезентативная си­стема кинестетическая, задайте ему следующие вопросы:

— Ощущаете ли вы то, что я говорю?

— Чувствуете ли вы то, что я говорю? К человеку с ведущей аудиальной репрезентативной системой можно обратиться с вопросами:

— Слышите ли вы у себя в голове голоса?

— Слышите ли вы то, что я говорю вам, в голове? " Попробуйте выполнить эти упражнения. Уверяем вас, что с их помощью вы сможете узнать много интересного о самом себе и о других. Настойчиво рекомендуем вам задавать разные вопросы разным людям, которые помогут поменять вам природу того, как люди организуют свой опыт в этих различных модальностях.

ВЫХОДНЫЕ КАНАЛЫ

Люди не только представляют свой опыт средствами различных репрезентативных систем. Они, кроме того, строят свое общение, основываясь на своих ведущих репрезентативных системах. Общение, или коммуникация, осуществляется в различных формах, таких, например, как язык, позы, жесты, различные особенности голоса и т.д. Эти различные формы мы называем выходными кана­лами. К обсуждению этих различных форм мы обратимся дальше в этой же книге.

МЕТА — Что же из этого следует?

КАК ЗАГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАЦИЕНТА?

До сих пор мы описывали различные способы, с по­мощью которых люди организуют свой опыт, вырабатывая наиболее часто используемые репрезентативные системы, такие как визуальная, кинестетическая и аудиальная, а также репрезентативная система естественного языка. Эта информация, касающаяся способа, с помощью которого пациенты организуют свои миры, если ее понять, может оказаться полезной для вас в целом ряде отношений. Во-первых, способность психотерапевта достаточно полно по­нять, каким образом его пациенты испытывают и пред­ставляют себе мир, позволит ему лучше создавать опыт, который можно применять для того, чтобы изменить жизнь.

В главе 6 “Структуры магии I” мы описали ряд спосо­бов, которые должны помочь психотерапевту разобраться в том, какая именно методика лучше всего подходит в том или ином случае. Если, например, пациента преследуют апокалиптические страхи перед каким-либо грядущим со­бытием, по отношению к которому у него нет референтной структуры, могут помочь направленная фантазия или же спонтанная последовательность снов. При этом вы, воз­можно, догадались уже, что в случае визуализирующих пациентов фантазии окажутся более эффективным средст­вом, чем в случае аудиальных пациентов.

А, во-вторых, рассмотрим, каким образом вы, будучи психотерапевтом, могли бы помочь пациенту в инсценизации, т.е. повторном проигрывании прошлого опыта. Если пациент организует свой опыт главным образом с по­мощью визуальных средств (с помощью картины), тогда один из способов дать ему возможность репрезентировать опыт, создаваемый в процессе инсценизации, состоит в том, чтобы позволить ему самому выбрать людей, участво­вавших в его прошлом опыте, в итоге, пациент действи­тельно сможет видеть инсценизацию.

Если же пациент организует свой опыт кинестетически (через телесные ощущения), тогда активное участие паци­ента в исполнении ролей людей, участвовавших в его про­шлом опыте, более эффективно поможет ему воссоздать чувства всех участников инсценизации.

В “Структуре магии I” уже говорилось, что один из способов выхолащивания людьми собственного мира — ог­раничение собственных возможностей, устарение выбо­ров, имеющихся в распоряжении, т.е. в опущении некото­рой части их опыта.

Когда человек откладывает в сторону целую репрезен­тативную систему, его модель и его опыт уменьшаются в объеме. Идентифицируя репрезентативные системы, при­меняемые пациентом, психотерапевт начинает понимать, какие именно части мира, в состав которых входит сам психотерапевт, доступны его пациенту. Если, например, в модели пациента есть какое-либо ограничение, способное вызвать у него страдание, причем из паттерна взаимодей­ствия с миром, блокирующего изменение пациента, следу­ет, что тот должен уметь репрезентировать свой опыт с помощью визуальной репрезентативной системы, психоте­рапевту понятно, какого рода опыт он должен построить, чтобы помочь пациенту в его изменении. Помогая пациен­ту воссоздать старый или создать новый способ организа­ции собственного опыта с помощью тактильных ощущений или ясного видения или острого слуха, психотерапевт вме­сте с пациентом испытывают мощные воодушевляющие их переживания.

ДОВЕРИЕ

Вторым, вероятно, самым важным результатом пони­мания психотерапевтом репрезентативной системы паци­ента, является доверие. Большинство психотерапевтов придают доверию пациента очень большое значение, одна­ко, мало кто учит, как можно его заслужить, тем более, что непонятно, как это можно объяснить в четкой доступ­ной форме.

Пациент почувствует к вам доверие, когда он уверует, во-первых, в то, что вы понимаете его, во-вторых, что вы можете помочь ему взять от жизни больше, чем это удава­лось до сих пор. Важно понять, в этом случае, что, каким образом, благодаря какому конкретному процессу у паци­ента формируется эта вера.

Ответ на это тесно связан с ответом на вопрос о том, с помощью какой репрезентативной системы пациент орга­низует свой опыт. Пусть мы имеем дело с пациентом, у которого развита кинестетическая репрезентативная сис­тема. Сначала мы выслушаем его описание собственного опыта, затем убедимся, что правильно понимаем сообщае­мое им (его модель мира), и, наконец, будем строить свои вопросы к пациенту, т.е. фактически структурировать свое общение с ним, применяя в них кинестетические предика­ты. Поскольку данный конкретный пациент организует свой опыт кинестетически, поскольку употребляя в обще­нии с ним кинестетические предикаты, мы облегчаем ему понимание наших сообщений и помогаем ему поверить (в данном случае почувствовать), что мы понимаем его.

Этот процесс выбора предикатов, направленный на то, чтобы наши пациенты лучше и легче понимали нас, — основа и начало доверия. Пациент, подобный тому, что описан выше, почувствует, что раз психотерапевт понима­ет его, то он может и помочь ему.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.