Понятие и признаки письма в документах
Письмо – это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Письмо является средством закрепления мыслей человека, с помощью специально разработанных условных обозначений (знаков) с целью передачи их на расстоянии и закрепления во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.). Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма (букв), непосредственно связанного с языком и устной речью. Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка – письменной речи и двигательного навыка – почерка, которые формируются, как правило, одновременно. Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения (смысловая сторона письма). Почерк – это отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков (графическая сторона письма)[1]. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, так как по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного доку-мента базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно - речевых и графических навыков. На процесс формирования письма оказывает влияние условия обучения человека, окружающая среда, специфика трудовой деятельности и его психофизиологические особенности. На устойчивость проявления навыка письма в значительной степени влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Навык письма, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе человека в виде динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию. Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме. Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно - речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа. Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека, каким стилем написан текст, каков словарный состав языка и уровень грамотности пишущего. Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым объектом является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим - документ, в котором отобразились признаки письменной речи его составителя. В письменной речи различают содержание и форму. Содержание документа - это его основной смысл; сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы. В содержании документа может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности , по содержанию документа можно определить: – какую цель преследовал автор при его составлении; – причину, побудившую к составлению анонимного документа; – наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям. Форма документа – это внешнее выражение его содержания, которое характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками. Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором системы грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучение в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией. Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях. Под синтаксисом понимается привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др. Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи. В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий. Так, авторы документов по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации. Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствуют идентификации автора данной письменной речи. Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности лексики, имеющие значение идентификационных признаков. К ним относятся: – архаизмы – устаревшие слова: например, «чадо» – дитя, ребенок; «око» - глаз и др.; – неологизмы – новые слова: например, «менеджер», «ваучер» и др.; – профессионализмы – слова, которыми пользуются по роду своей деятельности (профессии). Например, «компас», «осмечивать» - составлять сметы и т.д.; – жаргонизмы – слова из жаргона (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от обще употребляемых слов и выражений. Например, «баксы» - доллары, «ксива» - документ и т.д.; – варваризмы – слова и выражения заимствованные из другого языка; – диалектизмы – слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие диалектные слова как «зараз» - сейчас, «держак» - черенок для вил, лопаты; – вульгаризмы – слова грубые, нелитературные; – фразеология и изобразительно-выразительные средства. Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка: манера выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора. Стиль письма в определенной степени характеризует личность пишущего, отражает характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки. Специфика каждого стиля обусловливается целевой установкой документа, особенностями автора в выражении мыслей, соответствующими его индивидуальным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям. На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др[2]. Топографические признаки и особые привычки письма – это привычный способ размещения текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на бумаге, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражены слабо. К топографическим признакам относятся: Поля – отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера; Абзацы – части текста с законченной мыслью, которые начинаются с красной строки; Размещение заголовков, заключительных слов и даты на листе бумаги; Размещение строк – строки бывают горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся; Перенос слов – отмечаются особенности переноса слов; Промежутки между словами и строками могут быть большими, средними и малыми, а также равномерными и неравномерными; Положение нумерации страниц текста – слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста. К особым привычкам письма относятся: – выделение слов – их подчеркивание разными линиями, другим красителем, типографскими буквами и т.п.; – способ выполнения даты – указывается вариант выполнения; – способы сокращения слов; – способы внесения исправлений, вставок пропущенных слов и букв. При розыске автора какого-либо документа большое значение имеет квалифицированный анализ письма и почерка в документе. Почерк содержит обширную информацию о личности. По нему устанавливается исполнитель документа, может быть определен его возраст, пол, национальность и другие свойства личности. Письменная речь и почерк составляют единое целое, они формируются в едином процессе обучения письму, и психофизиологические основы этого процесса едины. Как по признакам письменной речи можно установить автора документа, так и по признакам почерка устанавливается его исполнитель.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|