Здавалка
Главная | Обратная связь

Обзор историографии.



Дети и детство в Париже XIII века

Доклад по истории средних веков

студентки 2 курса д/о,

гр. 2071 Зинченко И.А.

Руководитель семинара:

д.и.н. Е.Н. Кириллова

 

Москва, 2013


Содержание

Введение ____________________________________________3

Обзор источника____________________________________4-5

Обзор историографии_______________________________6-10

Глава 1. «Детство – фундамент жизни»________________7-16

Глава 2. Жизнь ученика в XIIIв._____________________17-20

Заключение__________________________________________21

Список литературы___________________________________22

 


Введение.

Детство - это период когда человек активно формируется как физически, так и морально. Это то время, когда множество значительных и не очень факторов могут оказать огромное влияние на характер, моральные принципы и будущее человека. Огромное значение имеет родительское воспитание и окружающая обстановка, в которой происходит взросление ребенка.

Раскрыть тему детства на базе средневековых источников чрезвычайно сложно, как в виду их недостаточности, так и вследствие того, что те немногие дошедшие до нас рукописи не содержат записей, целенаправленно посвященных детям и процессу их взросления. В «Книге ремесел» содержится интересная информация о правилах ученичества, учениках, их отношениях с мастерами, о детях мастера и их правах и привилегиях. На основании всего этого я на страницах данного доклада постараюсь представить каким было детство в Париже XIII в., как относились к детям и к детству – это и будет целью моего исследования. Объектом моего исследования является «Книга ремесел» Этьена Буало, а предметом исследования - дети XIII века. Точнее будет сказать, ученики, ведь «Книга ремесел» - это запись ремесленных уставов, а ученики это именно та социальная группа, которая подходит по возрасту для моего исследования, ведь иногда дети поступали на обучение к мастеру в возрасте 8 лет[1].


Обзор источника.

«Книга ремесел» (Livre des metiers) Этьена Буало это уникальный источник по истории цехового устройства Франции. Ее уникальность определяется двумя главными особенностями: она является целенаправленно и единовременно созданным сборником, а не случайным набором постановлений и даже не последовательной их записью, также это первые уставы большинства парижских ремесленных и торговых корпораций.[2] Однако большинство ученых сходится во мнении, что порядки, записанные в «Книге ремесел», сложились задолго до XIII в., а их письменное оформление, сделанное при парижском прево Этьене Буало, было связано с упорядоченьем королевской администрации. Во вступлении к «Книге ремесел» Этьен Буало излагает причины, побудившие его к созданию данного труда: «И поскольку мы опасаемся, не понес бы король ущерба и не потерпели бы убытка те, кто взимает кутюмы от имени короля, и что будут в Париже изготовляться и продаваться плохие изделия и дурные обычаи там укоренятся; и поскольку обязанность хорошего судьи состоит в том, чтобы по возможности ускорять и заканчивать тяжбы и стремиться всех исправить не только из-за боязни наказаний, но и ради получения похвал,— мы намереваемся осветить в первой части этого труда, как только можем лучше, все цехи Парижа, их установления, способы нарушений в каждом цехе и их штрафы».[3] Из этого вступление становится ясно, что запись статутов была лишь первой частью сборника, во второй части его имелась запись поборов, поступавших в казну с парижской торговли, а в третьей говорилось о «судопроизводстве и юрисдикции всех, кто имеет судопроизводство и юрисдикцию в городе и предместьях Парижа».[4]

Наиболее признанной датой создания «Книги ремесел» считается 1268 г., однако в современной науке признается, что это сложный источник, и некоторые статуты были записаны на несколько десятилетий позже указанной даты. Самая древняя рукопись данного источника (рукопись А или Счетной палаты) сгорела в XVIII в., в основу публикаций легла рукопись В или Сорбонны, однако сохранились и другие копии «Книги ремесел». Изданная в 1837г. Г.Деппеном, а в 1879 Леспинасом и Бонардо «Книга ремесел» снискала славу одного из интереснейших источников по истории средневекового ремесла. Перевод «Книги ремесел» на русский язык был сделан Л.И.Киселевой, и в 1957г. стал доступен широкому кругу читателей.

Так как тема моего доклада «Дети и детство в XIII веке», то стоит сразу отметить, что источник накладывает определенные ограничения на мое исследование: по «Книге ремесел» совершенно не прослеживается жизнь аристократического населения Парижа, и сделать какие-либо выводы о том, как проходило детство у богатых и знатных детей на основании данного источника не представляется возможным.


 

Обзор историографии.

 

Тема детства в период средневековья крайне не разработана. Не смотря на возросший в современной науке интерес к гендерной и демографической истории, специальных монографий посвященных данной проблематике мне найти не удалось. Однако в работах целого ряда выдающихся отечественных историков можно найти чрезвычайно полезную информацию для работы над темой детства.

Первая, еще студенческая работа выдающегося русского и советского ученого-медиевиста Н.П.Грацианского «Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетии» посвящена изучению цеховой системы во Франции в период ее наивысшего расцвета. Материалом для исследования Н.П.Грацианскому послужили цеховые уставы, распоряжения прево, королевские ордонансы, постановления королевского парламента, картулярии, хроники и ремесленные уставы других городов, аналогичные парижским.[5] Автор в своей работе рассматривает различные теории происхождения цеховой системы, экономические и эстетические основы цеховой организации, организацию управление цеховой системой, цеховые налоги, женский труд в цеховой системе промышленности и, конечно, личный состав цеховой общины. Для моего исследования наибольший интерес представляет третья глава, где Н.П.Грацианский разбирает такие вопросы, как правила ученичества, количество учеников и их положение в цехе, взаимные обязательства мастера и ученика.

В опубликованной в 1931г. в «Известиях» Академии Наук СССР статье «Мастера и подмастерья французских цехов XIII-XIV веков» Н.П.Фрейберг описывает основные фигуры средневекового ремесла: мастера, подмастерья и ученика, хотя последний интересует автора в меньшей степени, и упоминания о нем немногочисленны, но крайне полезны для данного доклада. Статья написана в духе марксистско-ленинской теории. Н.П.Фрейберг пишет об антоганизме интересов мастера и подмастерья, хотя и делает замечание, что благодаря наличию ремесленной общины он не приобрел систематический характер.[6] Автор приходит к выводу, что средневековые ремесленники не представляют однородной массы, и что ученик и подмастерье – предшественники современного рабочего класса.[7]

Книга «Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков» написана видным советским историком-медиевистом Верой Вениаминовной Стоклицкой-Терешкович (1885-1962) и является классикой отечественной средневековой урбанистики, так же это первое обобщающее исследование по европейскому средневековому городу в советской историографии. В данной работе В.В.Стоклицкая-Терешкович всесторонне изучает города Германии, Италии, Франции, Фландрии и выделяет основные проблемы истории средневековых западноевропейских городов: происхождение феодального города, складывание городской системы, «коммунальные революции» (борьба горожан с сеньорами во имя свержения сеньориальной власти и создания), структура средневекового цеха, роль и положение купечества и патрициата, борьба цехов с патрициями. Для данного исследования наибольший интерес представляет седьмая глава книги В.В.Стоклицкой-Терешкович «Структура городского населения в Германии, Франции и Фландрии (Ремасло, ремесленники и цехи)». На страницах этой главы Вера Вениаминовна рассматривает организацию ремесленных цехов, подтверждая свои рассуждения ссылками на ремесленные уставы таких средневековых городов как Франкфурт-на-Майне, Париж, Кёльн, Любек и других. По мнению автора, цехи были порождены всей совокупность условий жизни феодального общества[8]. В.В.Стоклицкая-Терешкович дает иерархию цеховой общины и интересные для моего исследования факты о регламентации отношений между учениками и мастерами, о повседневном быте и работе учеников, о самой причине возникновения ученичества. Исследование Веры Вениаминовны, основной идеей которого является идея классовой борьбы и ведущей в ней роли ремесленного цеха, построено согласно марксистско-ленинской теории и изобилует ссылками на труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина.

Статья ««Ремесло» воровства в средневековой Франции», написанная кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Тогоевой О.И. и опубликованная в пятом номере журнала «Вопросы истории» за 1998 г., посвящена специфическим представителям преступного мира средневековой Франции, таким как воры- профессионалы. На волне интереса к социальной истории вообще, и к историко-антропологическому анализу правовых источников в частности, автор пытается посмотреть на проблему средневекового криминального сообщества глазами самих преступников и выяснить их отношения к собственной деятельности, образу жизни, понять причины, побуждавшие их оставаться в городе, где они не могли, или не хотели найти законной работы.[9] К сожалению, в данной публикации не содержится достаточно информации по проблеме моего исследования, а конкретно о том, каким образом и насколько сильно дети были вовлечены в преступный мир средневекового Парижа, ведь, безусловно, дети бедных ремесленников, разорившихся крестьян и прочих маргиналов, которые стекались в город, были потенциальными ворами и преступниками. Однако в последнем абзаце данной статьи есть фраза, которая, на мой взгляд, дает почву для рассуждения об отношении к детям в средневековом Париже.

Объектом исследования выдающегося российского ученого-медиевиста Ю.Л.Бессмертного в монографии «Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции» стали демографические представления общества, то, как в разные периоды Средневековья люди воспринимали такие понятия как брак, семья, детство, старость, смерть. Хронологически автор охватывает период от каролингской эпохи (IX-X вв.) до Франции времени разложения феодализма (XVI-XVIII вв.). В третьей главе данной монографии автор изучает демографические процессы во Франции XI-XIII вв. Чтобы составить достоверную картину половозрастной структуры французского общества в указанный период и объяснить демографические феномены того времени, автор изучил множество разных источников, таких как пепитенциалии, теологические и назидательные трактаты, хроники, «истории», дидактическую литературу, сборники обычного права, акты, фрагменты хозяйственных описей, генеалогические материалы и литературные произведения. Для моего исследования особенно ценными являются материалы, которые приводит Юрий Львович о распространении в обществе нецерковных браков, среднем возрасте вступления в брак, детской смертности и количестве брошенных детей.

 

В сборнике статей «Мир Клио», который был опубликован в 2007 г. в честь заместителя директора Института всеобщей истории РАН, доктора исторических наук, профессора Лорины Петровны Репиной, особенно интересной для моего исследования является статья доктора исторических наук Е.Н. Кирилловой «Мастера и ученики: возрастные ограничения в ремесленных и корпорациях Реймса». Автор затрагивает множество интересных для моего исследования проблемы: критерии определяющие возможность стать мастером и членом ремесленной или торговой корпорации; определение возраста совершеннолетия детей; судьбы младших и старших детей мастера; минимальный возраст принятия в ученики; социальное содержание возрастных границ в ремесленных корпорациях. И хотя Е.Н.Кириллова исследует данные вопросы на основе материалов почерпнутых из ремесленных уставов города Реймса, информацию, полученную из данной статьи можно использовать при работе над данным докладом, так как возрастные критерии реймских уставов близки примерам из других городов.[10]

Статьи, опубликованные в альманахе интеллектуальной истории «Диалог со временем» (№23), обращены к тематике гендерных исследований и, особенно, институтов семьи и брака. «Брак превращал детей во взрослых, легитимировал сексуальность в глазах церкви и государства, обеспечивал воспроизводство всех групп населения, продолжение рода, передачу и распределение материальных ресурсов».[11] Статья «Влияние регламентации на семейное положение и благосостояние ремесленников», авторство которой так же принадлежит Е.Н.Кирилловой, представляет интерес для моего исследования, так как в ней автор обращается к теме воздействия регламентации на брачные стратегии ремесленников и торговцев, о статусах и ролях их домочадцев, участии последних в профессиональной деятельности, а также о практике совмещения профессии с точки зрения благосостояния семьи.[12]

В работе над докладом мне также помогла еще одна статья Екатерины Николаевны Кирилловы – ««Книга ремесел» Этьена Буало: аутентичный текст или логика издателей». Хотя в ней не содержится информации, касающейся темы данного доклада, статья способствует лучшему пониманию источника и облегчает работу с ним.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.