Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел: Цивилизация и культура.



1 Основные подходы и существования понятий цивилизация.

2 Основные цивилизационные подходы.

3 Основные типы цивилизаций и их характерные черты.

1. Основные подходы и существования понятий цивилизация.

Во второй половине 18 и начале 19 века в философии и обществоведчесткой науке существуют 3 основных подхода толькования цивилизации.

1 Унитарный подход- в соответсвии с которым цивилизация толковалась как идеал прогресса развития человека как единого целого.

2 Стадиальный подход- в соответсвии с которым цивилизация рассматривалась как определнный этап прогрессивного развития человечества как единого целого.

3 Локально исторический подход- в соответсвии с которым цивилизация рассматривалась как качественно разлизные этические или исторические образования.

В это же время была заложена так же этноисторическая концепция цивилизации в соответсвии с которой была предпринята попытка разрешить существования противоположной идеей развития человечества и существующей реальностью.Основателем этой концепции стал французский филосов Гизо отстаивавнший идею о том,что с одной стороны существует локальная цивилизация,а с другой стороны еще существует над цивилизация-это прогресс человечества в целом.

В первой половине 20 века была предпринята попытка создать науку о цивилизации.Польский философ Конечны в своей работе "О множестве цивилизаций" писал,что от истории цивилизации следует отличать теорию цивилизации.По его мнению содержание истории цивилизации это изучение их борьбы и развития в то время как главная проблема это происхождение и природа их многообразия.Он считал,что цивилизация это социальная целостность внутренняя жизнь которой определяеться категорией блага(морали) и историей,а внешляя категория здоровьем и багополучием.Именно конфигурация этих категорий и обуславливаеться своеобразием цивилизаций и их множеством.

В 20 веке появляеться еще несколько подходов в толковании понятия цивилизация.

1 Культурологический

2 Социологический

3 Этнопсихологический

4 Географический

Культурологический поход- цивилизация рассматриваеться как социокультурное явление ограниченное определными пространственно времеными рамками.В рамках этого подхода под цивилизацией понимают не только совокупность лодей одной конфессии,но и между человеком и государством.

Социологический подход-наиболие интересной являеться концепция Джона Уилкинса,которой отвергал понимание цивилизации как социума характеризованной однородной культурой и он считал,что культура однородная культура никак не являеться признаком цивилизации,следовательно цивилизация может быть впролне разнородной.

Этнопсихологический подход-понятие цивилизация связанно с особой этнической историей,кроме многих критерий цивилизации считают также спицифику культуры и психологию того или иного нарога.

К тому же представители географического детерминизма считают то,что решительное воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа,которая влияет прежде всего на формы коопирации лбдей постепенно изменяющех природу.

Однако в филосовской и обществоведческой литературе обладает культурологический подход к понятию цивилизации.

Цивилизация во многих словарях интерпретируеться как синоноим понятия культуры,но такое толкование понятия имеет узский смысыл.Под цивилизацией подразумеваеться совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии.

Цивилизация тесно связанна с понятием культуры,причем не только в негативном слысле,но и в позитивном плане то есть противопоставление культуре,как материально технический духовному.Но в тоже время противопоставление понятий культуры и цивилизации теория не правильна так так цивилизация не может существоать без культуры так как она тераяет своего субъекта то есть человека,который способствует воспроизведению условий цивилизации и развития её.

В тоже время многообразие культур не исключает у них наличае общих проблем и общих принципов,например принципов гуманизма взаимодействия,взаимо проникновения и взаимо обогожения культур.

В современном обществе придерживаются точки зрения о том,что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир воздейчтвующий ему и противостоящий ему в то время как культура являеться внутренньм достижением человека и являеться символом его духовного богатсва.

Вывод:Цивилизация это социальный орган общества;цивилизация с самого начала характеризуеться,как прогресирующее общество с разделением труда и информациооной транспотрной инфроструктурой и это возволяет характеризовать цивилизацию как социальный организм со всеобщей связью людей и первичных общностей.

Целью цивилизации являеться воспроизводство и приумножение общественного богатсва следовательно под общественным богатсвам подразумеваеться не только материальные вещественные воплощения но и ценности духовного порядка в том числе и свобода время которого необходимо человеку и обществу в целом для их всестороннего развития.

Цивилизация-это социальная организация общества характерног всеобщей связью людей а первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатсва.

2. Основные цивилизационные подходы.

Наиболие важная теория цивилизационного развития были созданы Николаем Данилевским,Питеримом Сорогиным,Шпендлером и Тойнби.

У Данилевского цивилизация представляет собой отдельную самобытность основанную на религии,культуре,политике и социально экономической структуре.Главное условие зарождения и развития цивилизыции выступает политическая независимость данного народа.Поэтому Данилевский считал,что цивилизация являеться замкнутым локальным образом и на основе языковых групп он выделил 11 культурно историческиз типов цивилизации:

1 Египетский тип

2 Китайский тип

3 ОсирийскоВавилоноФиникийский тип

4 Еврейский тип

5 Греческий тип

6 Римский тип

7 Оравийский тип

8 ГерманоРоманский или Европейский тип

Он так же рассматривал 2 амер типа

9 Мексиканский тип

10 Перуанский тип

Причем по мнению Данилевского в каждой цивилизации возникает сои формы и ценности,затем погибает.Он считал,что евро тип должен быть заменен 11 типом- Восточно европейским центром которго являеться Россия.

Каждый культурно исторический тип имеет свою совственную историю и предназначение и с этих позиций именно цивилизация и представляет собой наиболие творческий этап развития культурно исторического типа.

В целом в своей тории Данилевский отрицал линейное развитие истории.

Петерим Сорокин считал,что цивилизация и её развитие с точки зрения теории социокультурной системы по этому он считал,что в основу развития духовной жизни и развития культуры по этому кризис культуры приводит к кризису общества.В своей теории он выделял следующие основные этапы в развитии европейской цивиизации

1 Духовный тип (при котором господствует идея бога в мире)

2 Идеалистический тип

3 Чувствительный тип (определяет особый современной цивилизации)

Точно так же как и Данилевский отрицал линейное развитие истории.

Шпендлер являлся представителем теории культур по этому он отстаивал идею о полицикличности мирового прогресса,общности этапа мировой истории.Исходя из этого он считал,что у каждой культуры имееться своя собственная цивилизация следоватеьно цивилизация этонеизбежная судьба культуры.В соответсвии с нормами в мировой истори существовании культуры как живые органы замкнуты в себе и развивающиеся отдельно друг от друга(100 лет) определенный отрезок времени.Цивилизация являеться последней фазой существования культуры.Он выделял следующие признаки цивилизации:

1 Развитие индустрии и техники

2 Деградация искусства и литературы

3 Скопление людей в городах

4 Превращение народа в безликою массу

5 Отрицание традициоттых ценностей

Он выделил дополнительные признаки

1 Урбанизация

2 Империализм

3 Жажда власти

4 Классовая борьба

С учетом основных и дополнительных признаков Шпендлер выделил наличае 8 культур:

1 Египетская

2 Вавилонская

3 Индийская

4 Китайская

5 Античная

6 Византийскоарабская

7 Заподная

8 Майя

В тоже время он не исключал возможность появления великой Русско-сибирской культуры.Также отрицал линейное развитие истории.

Тойнби был сторинником локальных цивизаций.По этому он считал,что каждая цивилизация-это социокультурное явление имеющее определенно пространственно временые рамки исходя из этотого он считал,что основой цивилизации составляетсовокупность религиозных ценностей и в этой связи он попытался выделить в каждой цивилизации основные фазы исторического существования:

1 Рождение

2 Рост(развитие)

3 Надлом

4 Упадок

5 Разложение

Он считал,что существует 5 крупных цивилизаций:

1 Западная

2 Восточно православная

3 Ислам

4 Индуская

5 Дальневосточная

Каждая из этих цивилизаций по мнению Тойнди существует до тех пор пока она может соответсвовать определенному этапу исторического развития.Смысл всемирной истории Тойнби виде в религиозной революции и духовном совершенствовании человека и в тоже время он не противопоставлял цивилизацию культуре.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали этот вопрос с позиций общественноэкономических формаций.Они считали,что цивилизация это историческая ступень развития общества следующая за дикостью и варворством.Маркс выделил 2 основных типа цивилизации:

1 Антогонистические(период классовых обществ)

2 Неантогонистический( социализм и комунизм)

Современные ученые рассматривают цивилзацию как человеческое общество которое характеризуеться определеные совокупность способностей существования в природной среде.Иерахические ценности и системой социального отношения и кроме того делаем вывод о том,что каждая цивилизация являеться набором определенных средсв для противостояния внешнего мира.Несмотря на различия в основных характеристиках все основные цивилизационные теории рассматриваються с точки зрения двух основных подходов

1 Формационный

2 Цивилизациооный

Причем эти подходы не исключают друг друга,а взаимно дополняют.Понятия формация и цивилизация представляют собой разные среды в разных обществах как целостность системы при этом формации это социоэкономические теории,а цивилизации это социо культурные теории.Понятие формации это системы образа начала всего социальноэкономического и политического строя данного общества и формации различающиеся между собой по доминирующимся формами собственности,по этому переход от данной формации к другой,обусловленной сменой форм собственности на основе форм производства.Понятие цивилизация-это объединение социального и культурного аспекта жизни жизни общества,по этому цивилизация представяет собой этап историикоторая начинаеться с выходом из первобытного состояния и развивающийся далие на основе или самим создавать предпосылки.

Если теория формаций ориетируеться на выявление закономерно присущего общества на различные этапы историито цивизизационный подход решает в основе познавая задачи 2 из которых являются главными:

1 Анализ социомеханической деятельности людей,которая обеспечивает возможность существования общества на данном этапе.

2 Это выявление механизмов формирования личности человека,а также анализ культуры,как меры развития человека и его способы к деятельности по этому понятие цивилизация шире понятия формации.

Цивилизациооный подход позволяет понять характерные черты и тенденции развития разичных социоэтнических обществ.При цивилизационном подходеобогощаеться также представление человека о социальной психологии и его минталитете.Более того цивилизациооный подход позволяет также рассматривать культуру во всем его объеме.В рамках цивилизационного подхода современный мир рассматриваеться как многообразие цивилизаций следовательно основной смысыл цивилизационного подхода заключаеться в том,что бы построить психологию общественных систем основанных на определение технико технологическом базисе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.