Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная периодизация Э. Эриксона



 

Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
Рождение - 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
1-3 год Автономия - стыд Сила воли
3-6 лет Инициативность - вина Цель
6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
12-19 лет Становление индивидуальности – ролевое смешение Верность
20-25 лет Интимность - одиночество Любовь
26-64 года Продуктивность - застой Забота
65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние Мудрость

 

Возрастная периодизация Ж.Пиаже

 

Пиаже Жан – швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.

Этапы:

1 период развития – сенсомоторный (дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений – рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

2 период – конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия – дооперационная, характерна для возраста от 2 до 6 лет. На второй стадии – операционной (от 7 до 12 лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам.

3 период – формальных операций, от 12 лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.

Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом.

 

Жан Пиаже

(1896 - 1980)








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.