Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава I. Анализ художественного пространства текста



Комплексный лингвистический анализ текста отрывка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выполнила:

Калинина А.С.

гр.3125/1

Проверила:

Волошинова Т.Ю.

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Анализ художественного пространства текста. 4

Глава II. Анализ художественного времени текста. 6

Глава III. Анализ номинаций героев текста. 8

Глава IV. Анализ речесубъектной организации текста. 10

Глава V. Анализ парадигматической организации. 12

Заключение. 15

Приложение I. Оригинальный текст фрагмента. 16

Приложение II. Оригинальный текст фрагмента с выделенными маркерами. 20

Приложение II. Лингвистический комментарий к тексту. 24

 


 

Введение

 

Даннаякурсовая работа посвящена комплексному лингвистическому анализу отрывка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Актуальность исследования заключается в том, что работ по данной теме выявлено не было.

Мы выбрали именно это произведение для анализа, поскольку роман «Преступление и наказание» вызывает у нас особый интерес своей детективной и в то же время нравственной направленностью, а выбранная нами сцена убийства старухи является быстрой, динамичной резкой, вызывая интерес к анализу именно этой сцены романа.

Цель курсовой работы: проведение комплексного лингвистического анализа отрывка из произведения.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Провести анализ художественного пространства текста;

2. Провести анализ художественного времени текста;

3. Провести анализ номинаций героев текста;

4. Провести анализ речесубъектной организации текста;

5. Провести анализ синтагматической и парадигматической организации текста;

6. На основе проведенного анализа сделать выводы о тексте.

 

Объектом исследования является оригинальный текст произведения.

Данная курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность данной темы и ставятся основные цели и задачи, шести глав, в которых поэтапно раскрываются положения проведенного анализа текста, заключения, в котором делаются выводы, а также приложений.


Глава I. Анализ художественного пространства текста

 

В выбранном нами для анализа фрагменте мы отметили достаточно большое количество маркеров художественного пространства. Исходя из выделенных маркеров, мы выделили пространство «квартира старухи-процентщицы», которое включает в себя несколько подпространств:

· «подпространство комнаты»

· «подпространство спальни»

· «подпространство кухни»

· «подпространство передней (прихожая)»

· «подпространство предметов интерьера».

Необходимо отметить, что данная сцена показывает убийство старухи главным героем Раскольниковым: все его мысли и действия хаотичны и быстры, поэтому и пространства во фрагменте постоянно меняются. Действие фрагмента начинается в «подпространстве комнаты», затем переходит в «подпространство спальни» и затем еще несколько раз в «спальню» и «комнату». Затей герой «совсем было потерялся» и действие на некоторое время переместилось в «подпространство прихожей». Следует учесть, что все эти перемещения происходят в считаные минуты, пространства меняются очень быстро. Затем действие перетекает в «подпространство кухни», где герой, уже совершивший убийства старухи и Лизаветы, в более спокойном темпе «вытащил и топор, вымыл железо, и долго, минуты с три, отмывал дерево», «осмотрел пальто, панталоны, сапоги». Однако, осознав, что же он сделал, действие быстро перемещается в «подпространство прихожей» под бормотание героя «Надо бежать, бежать!» и на этом фрагмент логически завершается.

Следует учесть что «подпространство прихожей» имеет две номинации: «прихожая» и «передняя».

Несколько личное пространство: старуха (тело: волосы, лицо, шея; одежда (карман)), Раскольников, Лизавета (лицо: верхняя часть лба).








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.