Здавалка
Главная | Обратная связь

Выбор техники изменения



Теперь психотерапевт готов приступить к выбору тех­ник для оказания помощи пациенту в его изменении. В двух первых фазах он установил, какие части модели па­циента обеднены, а затем он выявил пределы модели паци­ента. Подвергая эти пределы сомнению, психотерапевт идентифицирует основной семантический неправильный процесс моделирования, участвующий в организации этой части модели пациента. Выбор и осуществление эффек­тивной техники изменения — главная задача психотерапевта на этой фазе. Чтобы выбор оказался удачным, пси­хотерапевт может построить так называемое мгновенное описание пациента. Под мгновенным описанием мы име­ем в виду такое представление пациента, в котором содер­жится минимальный объем информации, необходимой психотерапевту, чтобы выбрать и осуществить эффектив­ную технику изменения. Основываясь на собственном опыте, мы разработали “шестерку.” (six-turple) — вектор с шестью позициями для информации. Каждая из этих шес­ти позиций, или переменных, имеет различные возмож­ные значения, входящие в область изменения переменно. Полный вектор представляет собой мгновенное описание пациента и содержит в себе информацию, достаточную для выбора и применения техники изменения.

Представим этот вектор следующим образом:

I,R,J,S,F,M

где:

1 — переменная,, охватывающая входной канал, ис­пользуемый пациентом для этой проблемы;

R — переменная, охватывающая ведущую Репрезента­тивную систему пациента для этой проблемы;

О — переменная, охватывающая выходной канал, ис­пользуемый пациентом для этой проблемы;

S — переменная, охватывающая Сейтер-категорию па­циента, реализующаяся в условиях стресса в случае воз­никновения данной проблемы;

F — переменная, охватывающая тип семантической неправильности, используемой пациентом для данной проблемы;

М — наиболее часто встречающееся нарушение, каса­ющееся различении Метамодели в случае данной пробле­мы.

Ниже следует список шести переменных и связанных с ними областей изменения:

I=V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная), D (дискретная)

R = V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная),D (дискретная)

О = V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная), D (дискретная)

S •= 1 (плакате?), 2 (блаймер), 3 (сверх-рассудочный), 4 (разбросанный)

F = СЕ (причина-следствие), МР (чтение мыслей), LP (утраченный перформатив)

М = d (опущение), v (неконкретный глагол), г (отсут­ствие референтного индекса), п (номинализация)

Рассмотрим, к примеру, следующее:

Майкл рассказывает психотерапевту, что не справля­ется с заданиями в колледже. Вначале он жалобным голо­сом заявляет, что “чувствует себя задавленным объемом работы”. Школа разрушает в нем чувство уверенности в себе. “Я пытался жаловаться преподавателям на несовер­шенство образовательной системы, но они лишь снисходи­тельно выслушивали меня. А я чувствую себя только хуже, когда стараюсь объяснить им, и это выражение сочувствия на лице, и то, как они огорчены за меня — мне просто тошно в животе”.

Рассказывая о себе, Майкл жестикулировал: движение пальцем, как бы грозя ребенку, удары кулаком по ручке кресла.

Мгновенное описание Майкла можно было бы пол­учить с помощью следующего процесса:

I=V R=K

Главный входной канал Ведущая репрезент. система

S = 2 Главная Сейтер-категория F-CE Главная семанти­ческая неправиль­ность

Визуальный Кинестети­ческая Блаймер Причина-Следствие

Он видел объем рабо­ты и выражение сочувст­вия и огорчения. Чувствовал себя за­давленным, чувство­вал себя только хуже, тошнит в животе. Грозящие движения пальцем, резкий тон голоса, жалобы пре­подавателям. Рефе­рентный индекс от­ветственности. Работа вызывает в нем чувство подав­ленности. Преподава­тели вызывают чувст­во тошноты. Школа разрушает в нем чув­ство уверенности в са­мом себе.

 

М •- N Главное нарушение по Метамодели О =• Д Главный выходной

Номинали-зация Дискретный

Школа, чувство уве­ренности в самом се­бе, совершенство сис­темы образования. Выражение сочувст­вия, огорчения. Манера разговора — жалоба

 

Таким образом, получившееся в итоге главное уравне­ние, или мгновенное описание, можно было бы предста­вить следующим образом:

Майкл—(V, К, Д, 2, СЕ, N)

общая форма вектора:

{I, R, О, S. F, М)

Возникает вопрос, как эта репрезентация может быть как полезным умением, так и инструментом для психоте­рапевта. Точнее говоря, какое множество условий способ­но помочь терапевту сформулировать стратегию эффек­тивной психотерапии, или же в качестве комплекса усло­вий, предсказывающих необходимость применения той или иной техники для получения определенного правиль­ного результата психотерапии. Здесь понятие правильно­сти становится бесценным инструментом.

Как вы, должно быть помните по частям II и III, для того, чтобы произошла интеграция, чтобы начался рост, необходимо правильно рассортировать полярности. Вы по­мните также, по разделу о нечетких функциях, что непра­вильные уравнения приводили к отсутствию выбора и, значит, к невозможности справиться с жизненными труд­ностями. Вышеприведенное уравнение Майкла (мгновен­ное описание) — неправильное. Визуальная информация репрезентирована кинестетически нечеткой функцией, которая причиняет ему боль, не позволяя получить от жизни то, чего ему хочется. Для того, чтобы, основываясь на этом описании, построить стратегию психотерапии, мы должны сначала очертить для себя ограничения, налагае­мые требованиями правильности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.