Здавалка
Главная | Обратная связь

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.



 

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.

Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.

Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства от 28 июня 2002 г. N 472), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 211.2, 148.1 УК РСФСР)" в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264).

Примером тому может быть дело Б., который, находясь в состоянии опьянения, на закрепленной за ним технически неисправной автомашине марки "ЗИЛ-131" (не горела левая фара) в вечернее время ехал по полевой дороге, не заметил стоявшего на обочине мотоциклиста С. и совершил на него наезд, в результате чего С. погиб.

Содеянное в таких случаях расценивается как преступление средней тяжести.

Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается как тяжкое.

 

 

59.Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

 

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

 

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

 

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

 

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

 

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

 

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

 

Превышение должностных полномочий (ст. 286

 

УК РФ)

 

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

 

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

 

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

 

Субъект – должностное лицо.

 

Служебный подлог.

 

Объектом преступленияявляется нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Предмет преступления– официальные документы, т. е. документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Объективная сторона состоит:

– во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений. В этом случае документ имеет все признаки подлинного, но в него вносятся заведомо ложные сведения, т. е. имеет место интеллектуальный подлог;

– во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В этом случае в документ вносятся исправления путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

Состав преступления– формальный – считается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи действий вне зависимости от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом и мотивом – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность– действия с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц.

Иная личная заинтересованностьможет выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Субъект преступления– специальный:

– должностное лицо;

– государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может при определенных условиях квалифицироваться по ст. 327 УК РФ как преступление против порядка управления.

В тех случаях, когда виновный использует подделанный им документ для совершения еще какого-либо преступления, уголовная ответственность наступает по совокупности – за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и хищение (ч. 2 ст. 160 УК РФ).

Нередко служебный подлог предшествует мошенничеству, совершенному с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 159 УК РФ), и образует с ним совокупность.

 

Халатность.

 

Непосредственным объектом преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Объективная сторона состоит из трех элементов:

1) деяние (как действие, так и бездействие) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

2) последствия в виде:

– крупного ущерба (ч.1) – ущерб, сумма которого превышает сто тыс. руб.;

– причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ч. 2);

– смерти двух или более лиц (ч. 3);

3) причинная связь.

Преступление может совершаться как действием, так и бездействием.

Бездействиепредставляет собой невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые оно в соответствии с объемом прав и обязанностей должно было принимать.

Действиепри халатности заключается в ненадлежащем выполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво, кое-как). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может выражаться как в разовом, однократном действии (бездействии) виновного, так и носить характер систематически либо неоднократно повторяющихся вышеуказанных актов преступного поведения лица.

Для привлечения к уголовной ответственности по данной статье необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. По делам о халатности следует также проверять, имел ли подсудимый реальную возможность выполнить эти обязанности.

Поскольку обязательным элементом объективной стороны халатности является причинение существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, а также наличие причинной связи между ним и действиями (бездействием) подсудимого. Судам необходимо иметь в виду, что вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

Субъективная сторонахарактеризуется неосторожностью. Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, то в этом случае отношение указанного лица к последствиям деяния выражается в форме легкомыслия.

Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежностью, то отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности.

Субъект– должностное лицо.

 

Самоуправство.

Основной объект – общественные отношения, обеспечивающие законно установленный порядок реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и обязанностей. Дополнительный объект – жизнь и здоровье гражданина.

 

Предмет преступления факультативен, им может быть вещь, имущество, являющееся объектом спора.

 

Потерпевшими могут быть физические и юридические лица, которым причинен существенный вред.

 

Объективная сторона характеризуется совершением действий, выражающихся в самовольном, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

 

Для наличия состава преступления требуется установление следующих признаков:

 

– самовольное совершение каких-либо действий;

 

– оспаривание правомерности этих действий другим гражданином или юридическими лицами;

 

– причинение указанными действиями существенного вреда.

 

Самовольное совершение действий означает осуществление с нарушением установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка реализации своих прав.

 

Под признаки состава подпадает совершение самоуправных действий лицом при наличии у него:

 

– законного права, если оно нарушает установленный порядок его реализации;

 

– предполагаемого права, которое в действительности ему не принадлежит, однако оно ошибочно считает, что обладает им.

 

Состав преступления отсутствует, если:

 

– права и обязанности реализуются самовольно, но их правомерность третьими лицами не оспаривается;

 

– действия лица оспариваются, но реализация прав и обязанностей осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.

 

Оспаривание правомерности представляет собой несогласие, возражение, выраженное в любой форме гражданином или организацией, о нарушении своего либо чужого действительного или предполагаемого права, вызванное самоуправными действиями лица.

 

Обязательным признаком самоуправства является причинение существенного вреда организациям или гражданам.

 

Признание вреда существенным зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим физическим или юридическим лицом, от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Существенный вред может выражаться в причинении материального, имущественного, финансового ущерба, нарушении конституционных прав и свобод и т. д.

 

Состав по конструкции материальный. Между самовольными действиями и причинением существенного вреда должна быть причинная связь.

 

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

 

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

Часть 2 ст. 330 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак – применение насилия или угрозы его применения. Насилие по своему характеру может быть как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья потерпевшего.

 

Под применением насилия понимается причинение вреда любой степени тяжести, за исключением причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти.

 

Самоуправство, связанное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинением побоев, легкого вреда здоровью и вреда средней тяжести, полностью охватывается ст. 330 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 112, 115, 116, 119 не требуется.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.