Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации по профессиональному самовоспитанию и самообразованию студентов педагогического вуза.



Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность (сдвиг мотива на цель), тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Процесс самосовершенствования начинается с формирования самооценки.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег. Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал психолога-педагога условие эффективности его самовоспитания.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле [1]. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь".

1 См.: Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36.

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В. Ф. Ряховского [2].

2 См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М 1987 - С. 52-54.

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант. По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

Вопросы и задания.

1. Напишите микросочинение на тему "Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?".

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

10.Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему "Социально-психологические условия становления будущего учителя", где дайте характеристику студенчества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4 - 7).

 

Литература для самостоятельной работы

 

Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. [Текст] / Р. Бернс - М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. [Текст] / И.Ф. Исаев - М., 1993.

Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. [Текст] / И.Б. Котова - Ростов-на-Дону, 1997.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. [Текст] / В.А. Кан-Калик - М., 1990.

Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. [Текст] / А.В. Мудрик - М., 1986.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. [Текст] / Ю.М. Орлов - М., 1991.
Профессиональная культура учителя [Текст] / Под ред. В.А.Сластенина. [Текст] / - М., 1993.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. [Текст] / Р.Х. Шакуров - М., 1995.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал ГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

в г. Анжеро-Судженске

 

Факультет педагогического образования

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.