Учебно-методические материалы
По дисциплине Возрастная педагогика Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология образования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Анжеро-Судженск год
Содержание семинарских занятий Семинарское занятие №1. Тема: Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности. Вопросы для обсуждения: 1.Формирование психики в дошкольном возрасте. 2.Развитие памяти у детей – дошкольников. 3.Развитие основных видов деятельности в детском возрасте. 4.Кризисы детского возраста. Практическая часть:
Литература:
Семинарское занятие №2(4 часа) Тема: Младший школьный возраст. Вопросы для обсуждения:
Практическая часть: 1.Подобрать методики диагностики типа памяти, мышления, воображения младших школьников. 2.Решение и анализ педагогических задач: Задача№1. Света (6лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь. Мама гордится ею, а Света – сама собой. Как – то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: - Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше. Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей. В чем различие взаимоотношений системе «ребенок – педагог» в детском саду и школе? Чего не учел педагог в работе со Светой? Задача№2. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в 1 классе. Он сообщает маме: -Саша теперь у нас не главный. - А когда он был главным? – удивилась мама. - В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли. - А теперь он не умеет этого делать? - Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное! - А что же главное? - Теперь главное: как ты учишься. Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе. Задача№3. Некоторые родители считают, что в 1 классе учиться трудно, поэтому следует готовить ребенка к школе, т.е. учить его читать и считать. Приведем отрывок из письма одной мамы: «Помогите мне, посоветуйте, - как заставить моего сына научиться читать и считать. Что только я ни делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременный. Как же мой сын будет учиться в школе?» Оправданы ли волнения матери? В чем заключается подготовка детей к обучению в школе? Задача№4. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице 1 класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов». Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно. Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители? Литература:
Семинарское занятие № 4 (4 часа) Тема: Подростковый возраст. Вопросы для обсуждения:
Практическая часть: Подобрать методики, которые помогут не только выявить способности подростков, но и развивать их. Литература:
Семинарское занятие№6(2 часа) Тема: Система взаимоотношений между педагогом и школьниками. Основные понятия: взаимодействие, взаимопонимание, конфликт, моделирование, ситуация, стиль лидерства. Вопросы для обсуждения:
Практическая часть:
Литература:
Факторы развития личности, становления индивидуальности №7. Биосоциальная природа человека. Понятия «личность» и «индивидуальность». Характеристика факторов развития личности и становления индивидуальности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности. Современная возрастная периодизация. Критерии возрастной периодизации (анатомо-физиологическое созревание, развитие психических процессов и познавательной деятельности, формирование поведения учащихся). Особенности развития и воспитания младших школьников, учащихся среднего школьного возраста (подростков), старших школьников.
Рекомендуемая литература
Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М., 1996. – С. 352-361. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М., 1998.– С. 131-135. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэтскае, 1998. – С. 58-78; 99-122. Современные зарубежные педагогические концепции №8. Тип личности и модель воспитания. Технократическая педагогика. (Б. Скиннер). Концепции бихевиоризма («стимул – реакция») и необихевиоризма (теория подкреплений). Гуманистическая педагогика как основа «самоактуализации человека», Я-концепции (А. Маслоу, К. Роджерс). Альтернативные школы (Вальдорфская, системы П. Петерсона, С. Френе). Достоинства и недостатки концепций. Их варианты в современной российской школе. Рекомендуемая литература
Подласый И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый – М., 1996. – С. 162-180. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. С. 481-493. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. [Текст] / Б.Л. Вульфсон – М., 1996. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека / Пер. с англ. [Текст] / – М., 1994. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. [Текст] / С. Френе– М., 1990. Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. – 1996. – №2. – С. 102-108.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|