Здавалка
Главная | Обратная связь

Учебно-методические материалы



По дисциплине

Возрастная педагогика

Направление подготовки

050400 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Психология образования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Анжеро-Судженск год

 

Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие №1.

Тема: Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности.

Вопросы для обсуждения:

1.Формирование психики в дошкольном возрасте.

2.Развитие памяти у детей – дошкольников.

3.Развитие основных видов деятельности в детском возрасте.

4.Кризисы детского возраста.

Практическая часть:

  1. Подобрать ряд методик, которые помогут выявить психологический портрет ребенка, который поможет вам узнать, какими свойствами обладает, и к какому психологическому типу относится данная личность.
  2. Подобрать задания, упражнения, игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления дошкольника.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  2. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – М.: «РОУ»,1996.

Семинарское занятие №2(4 часа)

Тема: Младший школьный возраст.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ведущий тип деятельности младшего школьника.
  2. Кризис 7 лет.
  3. Трудности, связанные с поступлением детей в школу.
  4. Познавательное развитие в младшем школьном возрасте (восприятие, внимание, память, воображение, мышление).

Практическая часть:

1.Подобрать методики диагностики типа памяти, мышления, воображения младших школьников.

2.Решение и анализ педагогических задач:

Задача№1.

Света (6лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь. Мама гордится ею, а Света – сама собой.

Как – то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала:

- Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше.

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей.

В чем различие взаимоотношений системе «ребенок – педагог» в детском саду и школе?

Чего не учел педагог в работе со Светой?

Задача№2.

Сережа (6 лет 5 мес.) учится в 1 классе. Он сообщает маме:

-Саша теперь у нас не главный.

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе.

Задача№3.

Некоторые родители считают, что в 1 классе учиться трудно, поэтому следует готовить ребенка к школе, т.е. учить его читать и считать.

Приведем отрывок из письма одной мамы: «Помогите мне, посоветуйте, - как заставить моего сына научиться читать и считать. Что только я ни делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременный. Как же мой сын будет учиться в школе?»

Оправданы ли волнения матери? В чем заключается подготовка детей к обучению в школе?

Задача№4.

Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице 1 класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?

Литература:

  1. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – М.: «РОУ»,1996.
  3. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. «Академия», 1998.
  4. Хухлаева О.В. Практические материалы дляработы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

Семинарское занятие № 4 (4 часа)

Тема: Подростковый возраст.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анатомо – физиологические особенности подростка.
  2. Кризис 13 лет.
  3. Познавательное развитие подростков.
  4. Особенности личности подростков.

Практическая часть:

Подобрать методики, которые помогут не только выявить способности подростков, но и развивать их.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – М.: «РОУ»,1996.
  3. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. «Академия», 1998.

Семинарское занятие№6(2 часа)

Тема: Система взаимоотношений между педагогом и школьниками.

Основные понятия: взаимодействие, взаимопонимание, конфликт, моделирование, ситуация, стиль лидерства.

Вопросы для обсуждения:

  1. Моделирование педагогических ситуаций и конфликтов.
  2. Поиски выхода из сложных педагогических ситуаций.

Практическая часть:

  1. Придумать (или вспомнить) педагогические ситуации и конфликты для разыгрывания.
  2. Тест Т. Лири.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология : учебник для студентов вузов. - 4-е изд.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -512
  2. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии - 2-е изд., испр. и доп.-Москва: Изд-во РОУ, 1996. -328
  3. Практическая психология образования: учеб. пособие. - 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной.-Санкт-Петербург: Питер, 2004. -592C.
  4. Практическая психология образования: уч-к для высш. и ср. спец. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд.-Москва: ТЦ Сфера, 1998. -528C.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов.-Москва: Академия, 2003. -448

 

Факторы развития личности, становления индивидуальности №7.

Биосоциальная природа человека. Понятия «личность» и «индиви­дуальность». Характеристика факторов развития личности и становления индивидуальности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности. Современная возрастная периодизация. Критерии возрастной периодизации (анатомо-физиологическое созревание, развитие психических процессов и познавательной деятельности, формирование поведения учащихся). Особенности развития и воспитания младших школьников, учащихся среднего школьного возраста (подростков), старших школьников.

 

Рекомендуемая литература

 

Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М., 1996. – С. 352-361.

Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М., 1998.– С. 131-135.

Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэтскае, 1998. – С. 58-78; 99-122.

Современные зарубежные педагогические концепции №8.

Тип личности и модель воспитания. Технократическая педагогика. (Б. Скиннер). Концепции бихевиоризма («стимул – реакция») и необихевиоризма (теория подкреплений). Гуманистическая педагоги­ка как основа «самоактуализации человека», Я-концепции (А. Маслоу, К. Роджерс). Альтернативные школы (Вальдорфская, системы П. Пе­тер­сона, С. Френе). Достоинства и недостатки концепций. Их вариан­ты в современной российской школе.

Рекомендуемая литература

 

Подласый И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый – М., 1996. – С. 162-180.

Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. С. 481-493.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. [Текст] / Б.Л. Вульфсон – М., 1996.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека / Пер. с англ. [Текст] / – М., 1994.

Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. [Текст] / С. Френе– М., 1990.

Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. – 1996. – №2. – С. 102-108.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.