Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные категории и понятия



Педагогикаизучает сущность, закономерности, принципы, методы, формы перспективы развития педагогического процесса (образования) как средства развития человека.

Объект– это часть объективного мира, которую изучает наука. Объект педагогики образование.

Предмет – это определенный взгляд на объект. Предмет педагогики - педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основные категории педагогики:образование, воспитание, обучение.

Образование – целенаправленный, регулируемый процесс социализации.

Образование –целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях личности, общества и государства (закон об образовании). В педагогической науке понятие «образование» рассматривается как ценность, процесс, результат и система.

Воспитание в широком смысле – социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.

Воспитание в узком значении - специально организованный и управляемый процесс развития личности, формирования системы определенных взглядов, убеждений.

Воспитание– деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях целостного педагогического процесса, включает три существенных признака: первый – це­ленаправленность, т.е. наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; вто­рой – соответствие воспитания социально-культурным ценностям, третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.

Обучение – двусторонний, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Социализация – процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, продолжающийся всю жизнь.

Формирование личности – процесс развития и становления личности под влиянием воспитания, обучения, саморазвития и социальной среды (В.А. Сластенин).

Формирование личности— вид развития личности; изме­нение психологической динамической функциональной струк­туры личности, но главным образом ее содержания путем внешних воздействий. Формирование личности имеет несколько видов: тренировка, упражнение, обучение и воспитание. Обобщенным видом формирование личности, специфичным для формирования способностей, является психологическая подготовка и психологическая мобилизация. Различают стихийное и целенаправленное формирование личности (Педагогическая энциклопедия под редакцией В.В. Давыдова).

Педагогический процесс – специально организованное развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическое взаимодействие- преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок, а также появлению личностных новообразований у каждого из субъектов образовательного процесса. Основные характеристики: взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия. Понятие педагогическое взаимодействие шире понятий педагогическое воздействие, педагогическое влияние, педагогическое отношение.

Компоненты содержания образования (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину) – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыт репродуктивной и творческой деятельности, опыт эмоционально-волевого и ценностного отношений.

Самообразование – это самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений, навыков.

Закономерность— объективная, постоянная, всеобщая, необходимая связь между явлениями. Например, связь между уровнем сложности учебного материала и качеством его усвоения или связь между эффективностью образовательного процесса и материальными, гигиеническими, морально-психологическими и т.п. условиями, в которых он протекает.

Антропологический подход– системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Педагогическая модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать оригинал так, что ее изучение дает новую информацию об оригинале.

Педагогическая деятельность –непрерывная цепь выявления и решения учителем педагогических задач в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая ситуация – ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающая стихийно в педагогическом процессе.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, или цель, реализуемая в определенных педагогических условиях, обстоятельствах, или осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Например, дети дерутся на перемене – педагогическая ситуация, помирить детей и исключить конфликт в дальнейшем – педагогическая задача.

Педагогическая система –совокупность, взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного, организованного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы: субъекты и объекты (ученики, учителя, родители и др.) цели, содержание, формы, методы, средства. Педагогическая система может функционировать в масштабах страны, школы, в рамках учебного предмета, в деятельности отдельного преподавателя.

Педагогическая технология - последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач (В.П. Беспалько), или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В.А. Сластенин), или совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания (Б.Т. Лихачев).

Компетенция - совокупность общих способностей и готовностей мобилизовывать в профессиональной деятельности собственные знания умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения. Компетенции можно разделить на: когнитивно – ориентированные; деятельностно - ориентированные; ценностно (личностно) – ориентированные(способности, позиции, качества, установки)(В. И. Байденко).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.