Здавалка
Главная | Обратная связь

Компетентность включает когнитивную операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.



Категории – это наиболее общие предельные понятия, невыводимые из других и сводимые к другим.

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов или явлений, выраженного словом или словосочетанием.

Методология- учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности или совокупность теоретиче­ских положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Э. Г Юдин выделяет че­тыре уровня методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Первый уровень философский составляет общие принципы познания, философские концепции, например, неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, диалектический материализм и др.

Второй уровеньобщенаучная методология, (применяемая ко всем наукам) составляют следующие принципы (по В.И. Загвязинскому): 1) принцип объективности требуетучет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование, выявление и оценку всех точек зрения на исследуемый вопрос; 2) принцип сущностного анализа предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития; 3) принцип единства логического и исторического требует сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития; 4) принцип концептуального единства требует от исследователя следоватьопределенной концепции (парадигме), вырабатывая непротиворечивость подходов и оценок; 5) принцип системного подхода требует описывать не только компоненты изучаемого явления, но взаимодействия между компонентами и характер этих взаимодействий, требует учитывать способность системы к самоорганизации (синергетический аспект).

Третий уровеньконкретно-научная методология, т.е.совокупность принципов исследования, при­меняемых в той или иной дисциплине, т.е. методологические принципы педагогики: 1) целостный подход как развитие системного требует при орга­низации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности; 2) личностный подход требует рассматривать личность, как субъект собственного развития и субъект воспитательного взаимодействия; 3) деятельностный подход подразумевает использование положения теории деятельности в методике и интерпретации исследования, также обучение ребенка целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулирова­нию, контролю, анализу и оценке результатов; 4) культурологический подход имеет три аспекта: аксиологический (формирование цен­ностных ориентаций личности), технологический (освоение личностью куль­туры предполагает освоение ею способов практической деятель­ности) и личностно-творческий (освоение культуры означает становление творческой лич­ности) (И.Ф.Исаев); 5) полисубъектный (диалогичный) предполагает рассматривать взаимоотношения ребенка с другими людьми, как равноправных субъектов, а не начальника и подчиненного; 6) этнопедагогический предусматривает органичное сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опо­рой на национальные традиции; 7) антропологический подход подразумевает системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса; 8) принцип сочетания сущего и должного(В. В. Краевский) требует, чтобы педагогическое явление должно быть оценено не только в сопоставлении с нормой или идеалом, а также с учетом состояния современной теории и реальной практики; 9) принцип единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Четвертый уровеньтехнологиче­ская методология — составляют методика и техника исследования, - набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эм­пирического материала и его первичную обработку или методы исследования— способы изучения педагогических явлений.

Источники и условия исследовательского поиска:общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях; достижения наук о человеке, в том числе психологии и педагогики; передовой опыт; творческий потенциал педагогического коллектива и личности педагога.

Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фунда­ментальные исследования - обобщающие концепции (например концепция развивающего обучения).

Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изуче­ние отдельных сторон педагогического процесса. Разработки на­правлены на обоснование конкретных научно-практических реко­мендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Методологические параметры исследования: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Критерии ка­чества исследования актуаль­ность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Методологические параметры исследования: проблема, тема, цель, объект и предмет исследования, гипотеза (научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства), задачи и защищаемые положения.

Критерии ка­чества исследования:актуаль­ность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Панельное исследование предполагает изучение одного и того же педагогического объекта с определённым временным интервалом по одной и той же методике и программе.

В лонгитюдном исследовании изучают изменение одного и того же объекта в течение продолжительного времени, за которое этот объект успевает существенным образом поменять свои признаки в зависимости от определенных событий.

Герменевтика(греч. hermenetikos — разьясняющий, истолковывающий) — совокупность методов познания и в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, обращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла.

Диагностика психолого-педагогическая— процесс и способы определения степени развития личностных качеств, а также эффективность технологий, методик, педагогических проектов.

Парадигма в педагогике- устоявшаяся точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.

Синергетика- теория самоорганизации фокусирует внимание на неравновесности, нестабильности, на многовариантности и неопределенности путей развития систем (в том числе педагогических) в зависимости от множества влияющих условий, поэтому нельзя навязывать системе способ поведения или развития, но можно стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, рассчитывая на синергетический (самоуправляемый) процесс.

Концепция(лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска, например, концепция личностно - ориентированного обучения или развивающего обучения.

АКТИВИЗАЦИЯ — усиление, оживление деятельности; побуж­дение к решительным действиям. А. учебной деятельности — совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсифи­кации, повышения эффективности и осуществляемых по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическо­му и социально-экономическому.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ— деятельное состояние личности, выра­жаемое в устойчивом стремлении к знаниям, к умственному на­пряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласова­ние между актуальной ситуацией и накопленным опытом. Разли­чаются три уровня сформированности А.п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

АКТУАЛИЗАЦИЯ —в процессе обучения — переход знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.

АТТЕСТАЦИЯ - государственная образовательного учреждения — про­цедура комплексной оценки его готовности государственным органом управления образованием степени соответствия об­разовательного учреждения в целом и по отдельным специаль­ностям подготовки к реализации определенных образователь­ных программ, а также оценка соответствия уровня подготов­ки выпускников требованию государственного стандарта образования.

АТТЕСТАЦИЯ учителей - это оценка уровня квали­фикации, педагогического профессионализма и продуктивно­сти деятельности. Цель - стимулирование роста квалификации и профессиона­лизма, качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, дифференциация оплаты труда. Принципы аттестации (на любую категорию)— добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок.

АНТИПЕДАГОГИГИКА— течение в педагогике стран Западной Европы и США 2-й половины XX в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирова­ния личности. Основоположники А.: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шенебек (все — Германия), А. Миллер (Швейца­рия). Представители А. отрицают возможность педагогических реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сто­ронниками теории дескулизации с анархо-индивидуалистичес­ких позиций. А. исходит из культурно-антропологических пред­ставлений о разобщенности поколений как неизбежной бо­лезни современной цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т.к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культу­ры, который служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патоген­ные для самосознания личности процессы, разрушает психи­ческое здоровье молодого поколения вследствие предъявляе­мых ему непосильных требований цивилизации. А. опирается на психоаналитическую концепцию о невротизирующем вли­янии социума, культуры на индивида и утверждает необходи­мость максимального расширения рамок свободного проявле­ния бессознательных порывов ребенка, выступает с позиций безоговорочной защиты непосредственных эмоций, сиюминут­ных потребностей развивающейся личности. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спон­танное формирование человека ведет к гуманизации общества. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет­ского психотравматизма, занимаются психотерапевтической практикой (часто в собственных клиниках). А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. Антипе­дагогические настроения привлекают и тех родителей, для ко­торых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном счете неразрешимой проблемой.

Антропологический подход- системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - конце XIV в. запад­ные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) стали созда­вать сначала элементарные школы, затем средние. Школы братств содержались на вносы членов братства, поэтому являлись общественными, а не частными или семейными. Основной была классно-урочная форма обучения.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

ВОСПИТАНИЕ- педагогический компонент социализации.

ВОСПИТАНИЕ– деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях целостного педагогического процесса, включает три существенных признака: первый - це­ленаправленность, т.е. наличие какого-то образца, пускай са­мого общего, как социально-культурного ориентира; вто­рой - соответствие воспитания социально-культурным ценностям, третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

ВОСПИТАНИЕв Спарте (древняя Греция 7-3в. до н.э.) дети до 7лет воспитывались в семье. С 7до 30 лет человек постоянно находился под опекой государства. С 7 лет всех мальчиков – спартанцев собирали в агеллы где занимались военно-гимнастическими упражнениями, танцами, музыкой, ритуальными танцами, начатки письма и чтения. В 14 лет каждый спартанец проходил через агон публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. С 18 до 20 лет проходили подготовку к военной службе. В возрасте 20-30 лет юноши становились членами военной общины, принимая участие в войнах и расправах над рабами.

ВОСПИТАНИЕв Афинах до 7 лет семейное воспитание. Потом посещали платные школы. В 8-16 лет мусические школы, дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания. В 13-14 палестры – школы пятиборья, танца. В этих школах известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы. Гимнасии (16-18) – их было три Академия (здесь преподавал Платон), Ликей (здесь Аристотель), Киносарг. В гимнасиях давали физическое и умственное воспитание, в них приходили и взрослые послушать известного философа. Эфебии (18-20) военные государственные организации, где учили военному делу.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫэто целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основ­ных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллекти­ва, его психологический климат (Л.И. Новикова). Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогичес­кой системы школы. Критерии эффективности: наличие сложившегося единого школьного коллектива; реализация педагогических концепций, идей и принципов; общий психологический климат школы, стиль отношений, социальная защищенность, внутренний комфорт ученика; уровень воспитанности учащихся.

ГЕРМЕНЕВТИКА— направление в философии, основной про­блемой которого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущ­ности воспитательного взаимодействия и разработки техноло­гий обучения. В образовании одним из основных способов по­стижения истины является обучение пониманию.

Генезис- происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления

Глобальное образование- одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире

ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ 1) наука о профессио­нальном поведении педагога, включающая рассмотрение его компетенции, терпимости по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за решения, принятые в процессе его профессиональной деятельности; 2) профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. П. кондуктивная — направление педагогической деятель­ности, ориентированной на работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгер­ский ученый Пето. Основное внимание П.к. уделяется медико-педагогической коррекции, направленной на выработку са­мостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6—7 человек всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, пе­дагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т.д.

П. культуры — новое направление в педагогике, изучаю­щее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспита­тельной системе.

ДЕФИНИЦИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ) - логический прием, с помощью которого раскрывается содержание понятия, вы­являются существенные признаки объектов, отображаемых в данном понятии. Д. называется и результат этого процесса, выраженный в форме суждения. В процессе обучения (шире — в познании) Д. используется для установления точного смыс­ла терминов, исходных понятий.

В качестве наиболее распространенных выделяют два вида Д.: 1) Д. через указание на ближайший род и видовое отличие. Это значит, что в Д. необходимо указать класс предметов, к которому относится определяемый предмет, и те признаки (один или несколько), которые отличают этот предмет от дру­гих того же класса; 2) генетическая Д. — через описание спо­соба образования определяемого объекта, через указание на порождающие его причины. Так определяются многие физи­ческие и математические понятия.

При формировании Д. необходимо учитывать следующие требования: Д. должна быть соразмерной, т.е. определяемое и опреде­ляющее понятия должны иметь равный объем.

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ ( обесшколивание) - кон­цепция упразднения школы как социального института и за­мены ее нетрадиционными формами социализации молодежи. Выдвинута в 60—70-х гг. XX в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), которые считали, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и соци­альную иерархию посредством штамповки умов в духе идео­логии конформизма, и призывали к отмене обязательною обу­чения и непринятию любых попыток реформирования школы. Главным мотивом познавательной деятельности считают есте­ственную склонность ребенка к усвоению полезного опыта. Противопоставляя формальное образование и полезный жиз­ненный опыт, сторонники Д. предлагают осуществить социа­лизацию молодежи с помощью неформальных «образователь­ных ресурсов» непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания на основе ученичества, прак­тического освоения различных моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами. От­каз от традиционной системы образования, по их мнению, приведет к трансформации общества отчуждения и эксплуа­тации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан. Идеи Д. наносят ущерб школьным системам в развиваю­щихся странах, привлекая экономией средств на содержание системы формального образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ— профессиональная деятельность, на­правленная на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, на создание в педагогическом процессе оптималь­ных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. Существуют три модели Д.п.: педагогика необходимости (авторитарная), педагогика свободы, педагогика сотрудничества. Видыпед. деят.: преподавание и воспитательная работа. Структура пед. деятельности — совокупность трех взаи­мосвязанных компонентов: 1конструктивного компонента его функция — отбор и ком­позиция учебного материала, пла­нирование своих действий и действий учащихся по усвоению этого материала; 2организаци­онного компонента его функция — выполнение действий, направленных на вклю­чение учащихся в различные виды деятельности, создание кол­лектива и организация совместной деятельности; 3коммуни­кативного компонента его функция — установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

ДИДАКТИКА — это педагогическая теория обучения, изучающая цели, содержание, закономерности, методы, принципы и организаци­онные формы обучения, прогнозирует последствия введения в практику школы новых методов, новых учебных материа­лов.

ЕДИНАЯ ШКОЛА- принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е. ш. предосталяет учащимся установленный гос-вом объём общеобразоват. Знаний независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей; принцип Е. ш. обеспечивает каждому кчащемуся по окончании ср. школы право на продолжение образования, в т. ч. и в высших уч. заведений. Е. ш. предполагает во всех типах уч. заведений единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения.

И. Г. Песталоцци, развивая идею единства школы, подчёркивал её социаль-но-зтич. значение. Идею Е. ш. восприня­ли и теоретики неогуманизма. В кон. 19 в. теоретич. обоснование Е. ш. дали Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гур-литт и др. Кершенштейнер считал, что единства школы требуют интересы гос-ва. Всеобщее избират. право в демокр. гос-ве ведёт к установлению образоват, миниму­ма, необходимого для осуществления этого права, а расслоение школы по сос­ловиям является грубым нарушением принципа гражданственности. Он также доказывал, что дифференциация шк. системы не. исключает её единства, а нао­борот, всегда сопровождает принцип единства и "находит в нём своё выраже­ние. По "мнению Наторпа, воспитание должно дать одинаковые возможности развития, т. к. все дети имеют равное пра­во на развитие, а менее способные учени­ки ещё в большей степени, чем одарённые от природы. Гурлитт рассматривал Е. ш. с трёх точек зрения: социально-экономи­ческой, воспитания, обучения.

В практику идей Е. ш. были воплоще­ны прежде всего в США, где школа на­ряду с общеобразоват. задачами решала сложную проблему сплочения выходцев из семей разных наций в единую, амер. нацию. Со 2-й пол 19-в. на принципах единства школы были перестроены шк. Системы Австрии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции.

В отеч. педагогике принципы Е. ш. были впервые сформулированы Ф. И. Янковичем де Мириево и затем оформле­ны в Уставе 1804. Предполагалось, что сеть уч. заведений- страны (приходские, уездные, губернские уч-ща или гимна­зии а университеты) будет взаимосвяза­на. Цель обучения в каждой ступени бы­ла двоякой: подготовка к поступлению в следующую ступень школы и получение законченного образования теми, кто не желает или не может, его продолжить. Требования всеобщности и доступности школы вновь зазвучали с переходом Рос­сии к фундаментальным экон. рефор­мам в 60-х гг. 19 в. Они усилились в период Революции 1905 - 07. В пост. Всерос. съезда по нар. образованию (1913 - 1914) содержался тезис об открытии сво­бодного доступа в ср. уч. заведения де­тям, окончившим курс нач. школы (4 года). Съезд также подчеркнул не­обходимость чёткой связи программ всех ступеней школы с переходом из нач. шко­лы в последующие вплоть до университе­та. Первые попытки создания Е. ш. офи­циальными органами в России предпри­няты во время 1-й мировой войны в про­екте реформы нар. образования, разрабо­танном под руководством П. Н. Игнать­ева. По положению «О Единой общест­венной общеобразоват. школьн. подготовленному Гос. к-том по нар. образованию при МНП Временного пр-ва (1917), структура единой школы включала: нач. уч-ще (4 года), среднее (4 года) и выс­шее (3 года). Высш. уч. заведения явля­лись ступенью Е. ш. Однако все проекты 19 - нач. 20 вв. были осуществлены в силу социальных и материальных трудностей.

После Окт. революции «Положение об единой, трудовой школе РСФСР» (1918) декретировало создание Единой трудо­вой школы из 2 ступеней (1-я - для детей 8 - 13 лет, с 5-летним курсом обучения, 2-я — для детей 13 - 17 лет, с 4-летним).

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ— объективная, постоянная, всеобщая, необходимая связь между явлениями. Например, связь между уровнем сложности учебного материала и качеством его усвоения или связь между эффективностью образовательного процесса от материальных, гигиенических, морально-психо-логических и т.п. условий, в которых он протекает.

ЗНАНИЕ— совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Знания- проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий

Индивидуализация- система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - это: принцип педагогики, согласно которому работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной плану, учитывая личностные осо­бенности учащихся.

Индивидуальность- неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности

Инновационный процесс- комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств

Инновация- новое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности

КОЛЛЕКТИВ — это, объединенная общей социально значимой целью и деятельностью, имею­щая органы самоуправления и отличающаяся сплоченностью. А. С. Макаренко (1988-1939) вычленил этапы (стадии) развития коллектива. 1-й этап. Требует педагог. Дети пассивны. 2-й этап. Требует актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности. 3-й этап. Требует коллектив и все его члены. А.С. Макаренко выдвинул принцип параллельного действия. Каждый член коллек­тива оказывается под «параллельным» воздействием по край­ней мере трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива.

Комплексный подход к воспитанию- один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса

Концепция- исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты

Личностная педагогика- стратегия реформирования и развития образовательных систем в условиях информационной цивилизации, общественной значимости человека, его активной, свободной, целенаправленной и ответственной деятельности как духовно-гуманитарное основание общества

Личностная педагогическая поддержка- совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самооорагнизации

Личностное- то, что принадлежит только личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания

Личностно-ориентированное воспитание- педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности

Личностно-ориентированное образование- целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества

Личностные смыслы- смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания

Личностные структуры сознания- те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими требованиями

Личностный подход- ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности

Личность- 1.структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления; 2. человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности; 3. способность человека « быть личностью», то есть проявлять свое отношение к миру и себе

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: а) мысленное расчленение целого на части (элементарный анализ) и обратный процесс — составление целого из его частей (элементарный синтез); б) переход от конкретного к абстрактному путем выделения в конкретном некоторых общих признаков (абстрагирующий анализ) и переход от абст­рактного к конкретному путем обобщения общих признаков (обобщающий синтез); в) мысленный переход от следствия к его причинам с применением анализа, с помощью синтеза устанавливается связь причин и следствий; г) движение от ис­комого к данным выражает анализ, а обратное движение — от данных условий к искомому выражает синтез.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования. (Ю.К. Бабанский). Классификация методов обучения по типу познава­тельной деятельности (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин):объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский. Традиционная классификация методов обучения: выделяется пять методов: Практический (опыт, лабораторная работа, упражнение, учебно- производительный труд. Нагляд­ный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение). Словесный (объяснение, беседа, рассказ, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут) Работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование) видеометод при помощи компьютера (просмотр, обучение, упражнение, контроль). Классификация методов обучения по этапам урока: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний умений, навыков

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы про­фессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Классификация методов воспитания (Г. И. Щукиной). 1.методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, диспуты, пример). 2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, ин­структаж, иллюстрации и демонстрации). 3. методы стимулирования и мотивации деятельности и по­ведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание). 4. методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

МЕТОДвзрыва – это метод воспитания (введен Макаренко), суть которого в доведении конфликта с воспитанником до последнего предела. С целью преодолеть ложную позицию воспитанника.

МЕТОДестественных последствий- воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка (сломал – почини, насорил убери).

МЕТОДсубъективно- прагматический – создание условий когда при которых быть недисциплинированным невыгодно, например заключают контракты, где четко определяются обязанности сторон, программы самосовершенствования, система баллов, штрафов.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ— это способы изучения педагогических явлений. Их три группы: 1.Методы изучения педагогического опыта (практические, эмпирические)—наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучение школьной документации, эксперимент. 2. Группа теоретических методов исследования нужна для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Реферирование и аннотирование, конспектирование, цитирование. 3. Группа. Математические методы. Регистрация, ранжирование, шкалирование, статистические методы.

Моделирование- метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)- оригинала модели

Модель- единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности

Модель обучения- схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся

Мониторинг- определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом М. И обязательной обратной связью

Мировоззрениепредставляет собой целост­ную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление). Объективная сторона миро­воззрения состоит в том, что у человека формируется взгляд на мир, выясняется отношение к миру. Субъективная сторона миро­воззрения состоит в том, что формируется представление о самом себе. В состав мировоззрения входит интеллектуальный и эмоционально-волевой и практически-действенный компонент, поэтому формирование мировоззрения зависит от воздей­ствия на интеллект, волю, эмоции, а также от активной практи­ческой деятельности личности.

МОТИВ – это то, что побуждает человека к какому либо действию.

МОТИВАЦИЯ употребляется в двух значениях. а) Мотивация человека как совокупность всех видов побуждений: потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов. б) Мотивация учащихся как совокупность методов и средств побуждения учащихся к познавательной деятельности. Виды мотивов: социальные и познавательные мотивы. Мотивы подразделяются на: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить при­знание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд); мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе). Широкие познавательные мотивы проявляются в стремлении к эрудиции, к удовлетворению от самого процесса учения и его результатов. ФОРМЫ МОТИВАЦИИ(активизации) - это си­туации, в которых обучаемые должны:

1. отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях;

2. ставить вопросы товарищам и учителям; оценивать ответы и письменные работы товарищей;

3. объяснять слабым ученикам; самостоятельно выбирать посильное задание;

4. находить несколько вариантов задачи; взаимообучение (в парах, группах);

5. также мотивируют учеников увлеченное преподавание, новизна учебного материала,

6. историзм, т.е. связь знаний с судьбами людей, их открывших; показ практического применения знаний,

7. связь с жизненными планами и интересами школьников; чередование форм и методов обучения;

8. проблемное обучение; эвристическое обучение;

9. использование интерактивных компьютерных средств; создание ситуаций успеха;

10. соревнование (с товарищами, самим собой); рефлексия; создание положительного микроклимата в классе; и т. д.

МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи фи­зического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень разви­тия мышления в филогенезе и онтогенезе.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - вид мышления, связан­ный с образным представлением ситуации и производимых в ней измене­ний (осуществление мысленного эксперимента).

НАВЫКИумения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

НРАВСТВЕННОСТЬ— это личностная характеристика, объединя­ющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли­нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное по­ведение человека.

Обучение - двусторонний, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

ОБУЧЕНИЕ КОНТЕКСТНОЕ— обучение, в к-ром соединяются пред­метное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятель­ности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное противоречие профессио­нального обучения, к-рое заключается в том, что овладение де­ятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и сред­ствами качественно иной — учебной деятельности. Это противо­речие преодолевается в О. к. за счет реализации динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учеб­ной деятельности (в форме лекции, напр.) через квазипрофес­сиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (на­учно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается А. А. Вербицким.

ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ: доминирующую роль играет преподавание, дея­тельность учителя. Связывают прежде всего с именем не­мецкого ученого И.Ф. Гербарта (1776— 1841), который, критически переос­мыслил классно-урочную систему Я.А. Коменского, на­учно обосновал систему обучения с позиций теоретиче­ских достижений этики и психологии. По Гербарту на 1 ступени осуществляется первона­чальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием нагляд­ности; 2 ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями; 3 ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов; 4 ступень метода: применение знаний к новым явлениям, ситуациям. К началу XX века эта система подверглась резкой критике за следующие недостатки: ото­рванность от жизни, от потребностей и интересов ребенка, неспособность развивать мышление и самостоятельность ученика.

ОБУЧЕНИЕ ПЕДОЦЕНТРИСТКОЕ. Главная роль в обу­чении отводится учению — деятельности ребенка. В осно­ве - теория американ­ского педагога Д. Дьюи (1859-1952). Предлагал строить процесс обучения, исходя из потребно­стей, интересов и способностей ребенка, все знания должны извле­каться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Такой подход активизи­рует познавательную деятельность и способствует разви­тию мышления, умения решать проблемы, позволяет все­сторонне развивать учащихся, делает процесс учения ин­тересным. Дьюи отвергал посто­янную программу с последовательно изучае­мыми предметами, что приводило к ут­рате систематичности, глубины знаний.

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕЗанкова Леонида Владимировича (1901-1977) - педагога и психолога, академика АПН СССР, последователя школы Л.С.Выготского появилась и получила распространение в 50-е годы. Гипотезы Л.В. Занкова: ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ. Один из основателей - Джером Брунер считал, что учащиеся должны приоб­ретать знания через собственные откры­тия. Этапы п.о: выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представ­ляющей теоретический или практический интерес); формулирова­ние предположения, гипотезы о способах решения проблемы; доказательство гипотезы; проверка реше­ния на практике. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О. п. разработано С. Л. Рубинштейном, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, М. Н. Скаткиным, М. И. Махмутовым, И. Я. Лернером и др. Недостатки: большая затрата времени и сил, не всякий учебный материал можно представить в виде проблемы.

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ — один из видов обучения, осу­ществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учеб­ников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обу­чаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению пос­ледующей порции материала зависит от качества усвоения преды­дущей. Это обеспечивает соответствие темпа обучения индивидуальным возможностям ученика. О. п. разработано Б. Ф. Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В.П.Беспалько, А.Н.Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильиной и др.

ОБРАЗОВАНИЕ –целенаправленный - регулируемый процесс социализации. В законе об образовании дано следующее определение: Образование -целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях личности, общества и государства.

ОБУЧЕННОСТЬ - это уровень зунов.

ОБУЧАЕМОСТЬ – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Компоненты понятия обучаемость: фонд имеющихся знаний; общая эрудиция; гибкость, скорость, самостоятельность мышления и другие.

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ– это образование.

ПЕДАГОГИКА– наука о закономерностях, принципах, методах, формах педагогического процесса, как средства развития личности. Функции науки педагогики: объяснительная — состоит в том, что наука описывает, объясняет педагоги­ческие явления, В результате исследований появляются теории и концеп­ции, законы и принципы педагогики; преобразовательная указывает, как нужно обучать и воспитывать путем создания эффективных педагогических систем и технологий; разработки методических материалов: учеб­ных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций; прогностическая —предви­дение развития теории и практики.

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФСКАЯ — научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о че­ловеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обуче­ние медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейне­ром и его последователями искусству телесных движений, сопро­вождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства. В насто­ящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (от­крыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов.

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психоло­гии. НаЗападе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентиро­ванный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обу­чении. В центре внимания П.г. — уникальная целостная личность, ко­торая стремится к максимальной реализации своих возможно­стей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опы­та, способна на осознанный и ответственный выбор в разно­образных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается П.г. главной целью воспита­ния в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально - окрашенной стимулирующей школьной учеб­ной среды, поощрения инициативы учащихся, установления кон­структивных межличностных отношений в классе; разработки об­разовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учи­телем и учащимися проблем познавательного процесса и спосо­бов его оценки, отказа от использования отметки как формы дав­ления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опираю­щихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

ПЕДАГОГИКА «ДЕЙСТВИЯ» — школьно-реформаторское течение в Гер­мании начала XX в., сводившее воспитание к выработке реак­ций и представлявшее собой попытку биологизировать педа­гогику. Его основателем был немецкий педагог Лай, сформу­лировавший тезис о единстве в педагогическом процессе «восприятия, умственной переработке внешнего выражения или изображения с доминирующей ролью последнего»:

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ — одно из направлений зарубежной педагоги­ки, в которой личность учащегося ставится в центре всего пе­дагогического процесса. Задача учителя сводится в основном к организации детской самодеятельности и руководству ею. Но при этом учитель не должен следовать каким-нибудь методам и правилам, а импровизировать, творить по вдохновению в процессе занятий, ибо «никакой метод не может дать того, что от него ждут».

ПЕДАГОГИКА НЕОБХОДИМОСТИ необходимости (авторитарная) — направление в педаго­гике, рассматривающее пути и средства приобщения расту­щего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Имеет разработанную систему с четко сформулирован­ными целями, принципами, содержанием, методами и фор­мами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Ребенок в этой педагогике «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно-воспитательном процессе — адап­тивная активность, активность усвоения должного.

ПЕДАГОГИКА ПЕДОЦЕНТРИСТКАЯ — педагогика, в центре которой нахо­дится ребенок с его особенностями и личной свободой; педа­гогический процесс направлен на развитие природных даро­ваний детей, раскрытие заложенных в них потенций. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает пе­дагога в помощника ребенка, человека, организующего среду, в которой формируется личность. Наиболее ярким и по­следовательным представителем педоцентристских взглядов был Д.Дьюи.

ПЕДАГОГИКА «СВОБОДЫ» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопреде­лении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникаль­ную духовную самость.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отечественной педаго­гике, в котором в середине 70-х гг. стали возрождаться про­грессивные гуманистические идеи. В группу педагогов, орга­низовавших данное направление, вошли: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Основными положениями П.с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанни­ками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоана­лиза и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. П.с. дала импульс многим пе­дагогам для дальнейшего развития ее теории и практики, ини­циировала движение авторских школ.

ПЕДАГОГИКА постиндустриального (информационного) общества — пе­дагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях суще­ствования и развития информационного общества, когда ме­рой всех социальных вещей, основополагающим условием про­изводства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил. Отходят на вто­рой план, отступают идеи дисциплины, управления, организа­ции, культа специалиста, акцент делается на идее сосущество­вания, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудниче­ства, совместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится задача создания условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности са­мостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок педагогиче­ского менталитета современного Запада новое звучание полу­чает идея перехода от поддерживающего обучения к инноваци­онному. Трактовка термина предложена Г.Б. Корнетовым.

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ — отрасль педагогики, исследующая воздей­ствие социальной среды на воспитание и формирование лич­ности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимиза­ции воспитания личности с учетом конкретных условий соци­альной среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории психологии и методики социального воспитания. Термин вве­ден немецким педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стра­не ведущими специалистами в области П.с. считают А.С. Ма­каренко, С.Т. Шацкого.

Педагогическая концепция- определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений

Педагогическая культура- 1.часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности; 2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане; 3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются: а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога

Педагогическое взаимодействие- 1.преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка; 2. Непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса

Педагогическое общение- общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающиеся задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие

Педагогическое понятие- мысль, содержащая в себе в обобщенной форме предметы и явления педагогической действительности, находящиеся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости

Педагогическое творчество- активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся

Педагогическая технология- системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации научного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента

Педагогическое умение- единство интеллектуальных и практических действий учителя по руководству деятельностью школьников

Познавательная деятельность учащихся- многоуровневая структура, выступающая динамической системой взаимодействия человека с миром

Принципы гуманизма- принципы, определяющие общий характер отношений учителя и учеников. Человек, ученик является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и способностями

Принципы индивидуально-личностного подхода- принципы, определяющие положение ребенка в образовании и означающие признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса Принципы креативности- принципы, реализация которых предполагает создание условий для творческого развития как учащихся, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества

Принципы культуросообразности- принципы, определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры

Принципы народности- принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим

Принципы природосообразности- принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития

Принципы ценностно-смысловой направленности- принципы, направленные на реализацию сущностной характеристики личностно-ориентированного образования культурологического типа - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни

Проблема преодоления неуспеваемости- педагогическая задача, имеющая алгоритм оптимального решения: усвоение педагогами задачи, ее конкретизация на основе изучения данных условий; выбор наилучшего для данных условий комплекса средств; разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности и др.

Прогнозирование- научно обоснованное предсказание чего-либо на основе имеющихся данных

Проектирование личности- научно обоснованное предвидение педагогом наиболее оптимальных результатов взаимодействия в педагогическом процессе между общими целями воспитания, конкретными педагогическими задачами, личными целями, с одной стороны, а с другой - условиями, средствами воспитания и индивидуально-психологическими возможностями данного индивида

Профессиональное становление- «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности

Профессионально-педагогическое образование- специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (как во взаимодействии со значимыми другими, так и в автономном режиме) в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры Психологическая устойчивость- это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее постоянные адекватные реакции на фрустрирующее и стрессогенное воздействие кризисных ситуаций

Психолого-педагогическая компетентность- максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ — система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нрав­ственными и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к приня­тым в обществе социальным нормам. П. организуется как про­цесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Конечная цель П. — исправление личности.

Понятия «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с педагогической точки зре­ния имеют некоторые особенности. Исправление следует по­нимать как устранение нравственно-правовых отклонений и возвращение человека к социальной норме под воздействием целенаправленной системы внешних воздействий и как резуль­тат П. П. включает взаимодействие субъекта и объекта воспита­ния, а исправление — только деятельность самого воспитан­ника под влиянием внешних воздействий. Эффективным про­цесс П. может быть при условии его перехода в самовоспитание личности. Выявлены четыре функции П.: восстановительная — направлена на создание условий, в которых личность могла бы проявить себя с положительной стороны; компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отдельных видах деятельности достижениями в других; стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам воспитанника и включить его в работу по самовоспитанию.

ПЕДОЛОГИЯ — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины XX в. (С, Холл, П.П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании де­тей. П. накопила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП(б) от 1936 г. «О педологических из­вращениях в системе Наркомпроса»), в результате чего нару­шился естественный ход развития педагогической и возраст­ной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — система отношений, возникающих в процессе образовательной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА –совокупность взаимосвязанных компонентов: И.П. Подласый выделяет следующие компоненты педагогической системы: цель, педагоги, воспитанники, управление, содержание образования, средства (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы), результаты.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ- изучение состояний и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯспособность личности проявлять самостоятельное отношение к жизни.

ПРЕПОДАВАНИЕ— упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - это исходные дидактические положения, с кото­рыми учителя подходят к организации процесса обучения. Принципы обучения формулируются на основе за­конов и закономерностей. Принципы обучения являются исторически преходящими, они изменяются по мере развития теории и практики обучения.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: гражданственность, научность, воспитывающего обучения, фундаментальность и прикладная направленность (связь обучения с жизнью, теории — с практикой), преемственность, последовательность и система­тичность, единство группового и индивидуального обучения, соответствия обучения возрастным и индивидуаль­ным особенностям, сознательность и активность, доступность, наглядность, прочность. (По В.А. Сластенину)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ— это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. 1.Принцип гуманизации 2.Принцип полисубъектного (диалогического) подхода. 3.Принцип личностного подхода. 4.Принцип персонализации. 5. Принцип единства воспитательных воздействий. 6. Прин­цип связи воспитания с жизнью. 7.Принцип опоры на положительное. 8. Принцип природосообразности. 9. Принцип культуросообразности. (По Сластенину)

ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ –это составная часть метода обучения.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ -это появление и изменение (количественное и качественное) физических, психологических и социальных сторон личности в ходе взаимодействия ее со средой. Факторы развития личности – это наследственность, среда, воспитание, деятельность.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения социального опыта, присвоение общественных отношений, продолжающийся всю жизнь.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ— система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельно­сти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: в современной отечественной педагогике принята концепция в которой содержание образования представляется как педагогически адаптированный социальный опыт. (В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.) В соответствии с этой концепцией содержание образования состоит из четырех основ­ных элементов: 1знаний; 2опыта действовать по образцу; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностных отношений. Источниками формирования содержа­ния школьного образования являются наука, техника, культура, искусство. Отбор содержания образования из перечисленных источников осуществ­ляется с учетом конкретно-исторических и психологиче­ских требований.

СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ— вид способностей лич­ности, структура которых является отражением педагогичес­кой деятельности. В структуре П.с. выделяются три подструктуры: 1 конструктивные С. — проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к его индивидуальным особенностям; 2 организаторские С. — включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воз­действия на каждую отдельную личность, а личность —активной в движении к целям воспитания; 3 коммуникативные С. — устанавливать правильные взаи­моотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием требований к педагогу.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ- это материаль­ные или идеальные объекты поддержки учебного процесса: голос, речь, педагога, деятельность, наглядные пособия и т.д.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ: учение, труд, игра, общение, - их характеристика. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а с дру­гой — совокупность предметов и произведений материальной и ду­ховной культуры, привлекаемых для педагогической работы (нагляд­ные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искус­ства, технические приспособления, фильмы).

СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СО).Компоненты государственного стандарта: федеральный, национально-регио­нальный и школьный. Федеральный компонент: предметы обязательные для изучения по всей стране, обеспечивает единство педагогического простран­ства России, а также учитывает тенденции развития содержания общего образования в мире. Национально-региональный компонент содержит нормати­вы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Школьный ком­понент отражает особенности конкретной школы, лицея, гимназии. Федеральный и национально-региональный компоненты стан­дарта образования (базисный учебный план -70%) включают следующие нормативы: описание содержан







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.