Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Акты применения права.



Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.[23]

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Как отметил В.С. Нерсесянцев: «Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдаленные, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки».[24]

По мнению Борисова Г.А.: Акты применения норм права – это юридические документы, принимаемые управомоченными органами и должностными лицами по результатам разрешения юридического дела, содержащие властные распоряжения относительно персональных прав и обязанностей.

Акты применения норм права принимаются управомоченными органами и должностными лицами, обеспечивают реализацию нормативных предписаний применительно к конкретным жизненным ситуациям, имеют конкретный адресат (персонифицированы) и регулируют индивидуальную плоскость социальных связей, исчерпываются однократной реализацией (исполнением), выполняют функцию поднормативного регулирования общественных отношений.[25]

Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах, занимающих подчиненное по отношению к актам правотворчества положение. Они основываются на правовых нормах и имеют цель индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации нормативных актов.

Бабаев В.К. говорит: Правоприменительный акт — это государственно-властный, индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм ив интересах их нормативного осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения.

Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек. Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правоприменительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей.

Полная эффективность правоприменительных актов достигается тогда, когда все его цели — и, ближайшие, и отдаленные, и конечные,—выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическими затратами, в кратчайший срок. Таким образом, существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.[26]

Рогова Т.А., Напреенко А.А. считают что, акты применения права издаются при разрешении правовых споров (на-пример, о разделе имущества между супругами, о неправомерности уволь-нения), при наложении взысканий за правонарушения, наказаний за преступления, а также в целом ряде других случаев, предусмотренных законодательством.

Акты применения права издаются органами исполнительной власти, судами, прокуратурой, президентами. Эти акты являются формой реализации властных полномочий соответствующих органов и их должностных лиц, поэтому не могут издаваться обычными гражданами.[27]

Следуя из выше перечисленных понятий можно выделить следующие признаки:[28]

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

Во-вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на не однократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения;

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).[29]

Различают следующие виды правоприменительных актов:

1. По субъектам, осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на:

- акты федеральных органов государственной власти;

- акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- акты органов законодательной власти;

- акты органов судебной власти;

- акты органов исполнительной власти;

- акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм, различают:

- акты конституционно-правовые;

- акты гражданско-правовые;

- акты административно-правовые;

- акты уголовно-правовые;

- акты процессуально-правовые и т.д.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:

- акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

- акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

Исполнительные акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением. Например, указ о награждении гражданина, присвоение очередного воинского звания, приказ о зачислении абитуриента в вуз и т.д.

Правоприменительные акты издаются с целью охраны существующих правил поведения от возможных правонарушений. Таковыми, например, являются акты органов судебной власти, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.

В юридической литературе существуют и иные критерии классификации правоприменительных актов.[30]

Заключение

Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно - правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права.

Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности - содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а так же осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем, механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

Список использованной литературы

І. Нормативно-правовые акты

1. Конституция и государственная символика РФ. – М.: Эксмо, 2011. – 64с. (Российское законодательство).

2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Система «консультант плюс»

3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // Система «консультант плюс»

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Система «консультант плюс»

5. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // Система «консультант плюс»

ІІ. Специальная литература

6. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 420 с.

7. Алексеев, С. С. Теория государства и права: Учебник / С.С. Алексеев - М.: Норма, 2005. – 496 с.

8. Бабаев, В.К. / Теория государства и права: Учебник / В.К. Бабаев — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

9. Борисов, Г. А. Теория государства и права: Учебник / Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

10. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

11. Вопленко, Н.Н. Реализация права: Учебное пособие / Н.Н. Вопленко – Издательство Волгоградского Государственного университета, 2001. – 48с.

12. Колотов, А.Ф Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Ф. Колотов – М.: 2009. – 270 с.

13. Лазарев, В.В. Теория государства и права: Учебник / В.В. Лазарев, С. В. Липень – М.: Издательство «Спарк», 2000. – 303 с.

14. Ильин, И. А. Теория права и государства: Учебник / И. А. Ильин – М.: 2003. -227 с.

15. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2006. – 460 с.

16. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 456 с.

17. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В. Мелехин – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

18. Нерсесянцев, В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / В.С. Нерсесянцев — М.: Норма, 2004. — 832 с.

19. Печников, Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Н.П. Печников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 136 с.

20. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин - М.: Городец, 2006. – 253с.

21. Протасов, В.Н. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзамену / В.Н. Протасов – М.: Юрайт - Издат, 2007. – 241 с.

22. Рогова, Т.А. Личность. Общество. Государство. Право: Учебное пособие / Т.А. Рогова, А.А. Напреенко – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. – 256 с.

23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк - М.: Омега-Л, 2008. – 384 с.

24. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф. Черданцев – М.: Юрайт, 2001. – 96 с.

25. Явич, Л.С. Общая теория права: Учебник / Л.С. Явич – М.: 1971. – 201 с.


[1] Явич Л. С. Общая теория права: Учебник. М., 1971. С. 201

[2] Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. С. 303

[3] Конституция и государственная символика РФ. М., 2011. С. 64

[4] Вопленко Н.Н. Реализация права: Учебное пособие. 2001. С. 48

[5] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 420

[6] Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 633

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. С. 528

[8] Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. Тамбов, 2008. С. 136

[9] Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2006. С. 460

[10] Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 456

[11] Пиголкин А. С. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 253

[12] Колотов А.Ф Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2009. С. 270

[13] Ильин И. А. Теория права и государства: Учебник. М., 2003. С. 227

[14] Протасов В. Н. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзамену. М., 2007. С. 241

[15]См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 633

[16] "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Система «консультант плюс»

[17] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // Система «консультант плюс»

[18] "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // Система «консультант плюс»

[19] См.: Конституция и государственная символика РФ. М., 2011. С. 64

[20] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Система «консультант плюс»

[21] Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2001. С. 96

[22] Алексеев, С. С. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 496

[23] См.: Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2006. С. 460

[24] Нерсесянцев В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник. М., 2004. С. 832

[25] Борисов Г. А. Теория государства и права: Учебник. Белгород, 2007. С. 292

[26] Бабаев В.К. / Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 592

[27] Рогова Т.А. Личность. Общество. Государство. Право: Учебное пособие. Самара, 2003. С. 256

[28] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 384

[29] См.: Алексеев, С. С. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 496

[30] См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 420







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.