Особенности формирования и развития рынка мяса в современных условиях
План ответа 1. Основные факторы, определяющие функционирование рынка мяса и мясных продуктов в современных условиях 2. Сущность, принципы функционирования и структура рынка мяса 3. Отраслевые особенности рынка мяса 4. Основные тенденции развития национального рынка мяса 1. Внешние факторы, влияющие на функционирование рынка мяса - Высокий уровень импортозависимости от мирового рынка - Новые экономические санкции России снижают товарное предложение на рынке мяса и мясных продуктов и требуют поиска альтернативных источников поступления мясной продукции - Необходимость повышения конкурентоспособности отечественной продукции и развитие национального рынка Внутренние факторы, предопределяющие развитие рынка мяса - В связи с экономическими санкциями сложились благоприятные условия для развития животноводства и расширения доли отечественного предложения - Высокая социальная значимость мясного рынка в обеспечении населения продовольствием - Необходимость повышения продовольственной безопасности и независимости страны 2. Рынок мяса и мясной продукции является одним из самых крупных сегментов рынка продовольственных товаров, как по товарообороту, так и по емкости (объем продаж и покупок, число видов продаваемых товаров), и по числу участников. В совокупности с зерновым и молочным составляет основу продовольственной безопасности страны. Рынок мяса является целостной, открытой организационно-экономической системой, развивается под воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, включает совокупность предприятий и организаций, участвующих в производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации мяса. Рынок мяса представляет особую сферу проявления экономических отношений между производителями, аккумулирующих предложение мясного сырья и продуктов его переработки, и потребителями мяса и продуктов его переработки, формирующих спрос,и согласования их экономических интересов. Приспособление предложения, основу которого составляет объем производства мяса и его видовая структура, к платежеспособному спросу и потребительским предпочтениям населения проявляется в форме экономической состязательности (конкуренции) между продавцами и покупателями, всеми участниками мясного рынка. Основными принципами формирования и развития современного рынка мяса: - сочетание экономических и социальных целей и обоснованное государственное регулирование; -аграрный протекционизм; - обеспечение свободы хозяйственной деятельности; - стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего агробизнеса; -равноправие рыночных субъектов и равнодоступность; -обеспечение конкуренции. Рынок мяса не относится к особым продовольственным рынкам, поскольку объектом рынка является не только мясо, готовое к потреблению, но и сельскохозяйственные животные и птица, являющиеся источником мяса (скот и птица, направляемые на убой), молодняк скота и птицы, а также племенной скот и птица, приобретаемые для формирования основного стада. Основными субрынками рынка мяса являются (структура): 1. Рынок живого скота и птицы и рынок племенного скота; 2. Рынок мясной продукции, реализуемой в сыром (охлажденном, замороженном) виде с минимальной обработкой 3. Рынок мясного сырья для переработки 4. Мясные продукты в переработанном и консервированном виде. 3. Особенности, присущие рынку мяса, во многом определяются спецификой сельскохозяйственного производства, маркетинговыми свойствами продукции и особенностями взаимодействия спроса и предложения: 1. В производственном цикле экономические процессы тесно переплетаются с биологическими факторами земледелия (кормопроизводства) и животноводства. 2. Наличие сезонности производства, региональные особенности, обусловленные влиянием природных факторов. 3. Повсеместность спроса (потребления) при ограниченности возможностей размещения мясного производства (предложения). 4. Спрос на пищевые продукты более стабилен и ограничен физиологическими потребностями, поэтому при насыщении рынка дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции оказывается экономически невыгодным. 5. Наличие внутренней конкуренции между различными видами мяса (говядина, свинина, мясо птицы и т.д.) в силу взаимозаменяемости. 6. Зависимость рынка скота и птицы от конъюнктуры, рынка фуражного зерна и комбикормов, а также на рынке молока 7. Влияние цены и доходов на структуру потребления (увеличение потребления птицы и сокращение говядины) при снижении. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|