Здавалка
Главная | Обратная связь

Страх Божий в практике жизни

Мы продолжаем серию проповедей, посвящённую основному качеству истинного христианина. Мы уже говорили о необходимости страха Божьего, о том, что такое страх Божий. И сегодня мы посмотрим на практическое проявление этого важного качества в жизни христианина.

Наверно, одним из самых известных героев во всей Библии является Иосиф из книги Бытие, сын Иакова. Этот человек, наверно, у всех вас вызывает восхищение. Иосиф подкупает читателя своей искренностью, своей добротой, своей порядочностью, своей незлобивостью, своим умом. Мы невольно симпатизируем ему. Иосиф был буквально непобедим. Когда его продали в рабство, через короткое время мы видим его уже в качестве управителя в доме очень высокого чиновника в Египте. После того, как его оклеветала жена Потифара, он оказался в тюрьме, но в скором времени ему доверили управление во всей этой тюрьме. В конце концов, оттуда Иосиф направляется прямо во дворец фараона и становится премьер-министром всего Египта. И так как Египет был доминирующей страной в то время, то практически Иосиф был близок к управлению всем тогдашним миром. Когда мы читаем эту историю, мы должны понимать одну из самых главных истин, преподанную нам в этой истории. Мы должны увидеть стержень, главный элемент жизни Иосифа, который позволил ему с таким успехом пройти свой нелёгкий жизненный путь. Библия не рисует героев, у которых были идеальные условия, так чтобы они в этих идеальных условиях просто рассказывали о каких-то великих истинах. Библия рисует реальность жизни Иосифа; вокруг него поражённые грехом люди, он сталкивается со сложными обстоятельствами, но он может прожить их правильно. Одна из главных причин успеха в жизни Иосифа является что-то внутри его. Писание говорит, что Иосиф был человеком, который боялся Бога. Это особенно видно, когда мы смотрим на Иосифа на фоне его братьев. По человеческим меркам эти люди были достаточно сильными, решительными, не лыком шитые. Помните, когда они при помощи своего коварства поразили целый город, из-за того, что один из жителей этого города обесчестил их сестру. Но при всей их крутизне они, в общем, ничем не отличались от всех остальных людей. А Иосиф стоит как башня посреди своих братьев и других людей. После смерти своего отца братья приходят к Иосифу и опять применяют хитрость. Они думают, что отец был сдерживающей силой, которая не позволяла Иосифу с ними рассчитаться, они думают, что теперь эта сила ушла, отец умер, и они приходят к Иосифу с такой легендой, они изобретают такую историю и говорят: «Иосиф, вот отец когда умирал, он просто не успел тебе сказать, а мы оказались рядом с ним. Он сказал: «передайте, пожалуйста, Иосифу, чтобы он вас не преследовал». Ну, вы понимаете, это детский лепет, но они надеялись, что эта история их защитит. Иосиф отвечает им одной короткой фразой, которая говорит о глубине и сущности этого человека: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50:19).

Сегодня я хотел бы посмотреть, как факт того, что кто-то боится Бога, влияет на его жизнь. Мы в прошлые две проповеди определили, что для того, чтобы неверующий человек мог убедиться в том, что вы или я действительно верующие люди, настоящие христиане, он должен увидеть страх Божий в нас. Эти слова, которые Иосиф сказал братьям, это главная характеристика в жизни Иосифа. Поэтому он отличался от других. Его позиция «я боюсь Бога» формировала его отношение ко всем людям, к окружающей действительности.

В прошлый раз мы приводили определение страха Божьего, я повторю вам его ещё раз. Страх Божий – это смирённое и восторженное признание Божьего величия, формирующее благоговейное доверие и радостное послушание Ему. Мы отмечали в прошлый раз, что многие люди, к сожалению, приуменьшают значение этого важного понятия. Некоторые сводят его всего лишь к сентиментальности – это боязнь причинить Богу неприятности. Конечно, вот эта часть, безусловно, включена в понятие страха Божьего, но это гораздо больше. А противники Евангелия чаще всего говорят: «страх Божий – это какой-то ужас». Мы пришли к выводу, что страх Божий – это очень глубокое понятие, которое колоссальным образом изменяет жизнь. Это и отличало жизнь Иосифа от жизни его братьев. Они все были рядом, в одной семье. Иаков приносил жертвы, говорил им о Боге. Больше того, братья Иосифа стали родоначальниками одиннадцати колен. Все сыновья Иакова играли огромную роль в истории народа израильского. Но, не смотря на это, Иосиф отличался от них тем, что он боялся Бога, по крайней мере, больше, чем они. Везде, где появлялся он, люди знали, что это – верующий человек. Помните, написано, что замечали, что с ним Бог (Быт. 39:3,23; 41:38). Люди сразу видели, что с этим человеком Бог. Не всем это нравилось, но всем было ясно, Иосиф не такой, как все, у него есть что-то, что радикально отличает его от других. На примере жизни Иосифа видно, что страх Божий может оказать колоссальный эффект на всю нашу жизнь. От наличия страха Божьего в огромной степени зависит успех вашей и моей жизни.

А. Мы сегодня посмотрим на библейских примерах, что даёт страх Божий. Прежде всего, страх Божий делает нас мудрыми. Мы все знаем этот текст из книги Притчей: «начало мудрости – страх Господень» (Пр. 1:7). И, наверно, нет такого человека, который не хотел бы быть мудрым. Но, тем не менее, у людей не наблюдается ажиотажа в поиске мудрости этим путём. Мало кто ради мудрости стремится постичь страх Божий, который является началом мудрости. Немногие люди стремятся пропитать свою жизнь этим качеством. Писание не говорит, что верующие люди обладают каким-то таинственным знанием, которое делает их мудрыми. Здесь даже не сказано, что страх Божий – это мудрость. Здесь сказано, что страх Божий – это начало мудрости. То есть это такое качество, без которого невозможно обрести мудрость, даже если человек будет семи пядей во лбу, будет очень много знать. Все эти знания будут абсолютно бесполезными, и даже вредными, если нет страха Божьего; страх Божий позволяет эти знания правильно интерпретировать, правильно использовать. То есть страх Божий – это система мышления, это система ценностей, позволяющая человеку правильно воспринимать всякое знание. Страх Божий – это правильное позиционирование себя по отношению ко всей реальности. Давайте посмотрим несколько аспектов этого позиционирования.

1) Во-первых, страх Божий обеспечивает правильное отношение к Богу. Это самое главное. Если человек неправильно позиционирован по отношению к Богу, он никак не сможет правильно относиться ко всем остальным вещам. Боящиеся Бога знают, кто определяет «что такое хорошо и что такое плохо», что правильно и что неправильно. Боящиеся Бога восхищаются тем, что действительно прекрасно. Боящиеся Бога отвращаются от того, что действительно скверно. Потому что они находятся в правильной системе координат – Божьей. Правильному отношению к Богу посвящены первые четыре из десяти заповедей. Я приведу несколько примеров, что значит находиться в Божьей системе координат. Вы помните, вот юноша Давид приходит по поручению отца в зону боевых действий к братьям. Израильская и филистимская армии стоят друг против друга. И каждый день выходит большой филистимлянин, великан Голиаф и он буквально глумится над народом Божьим и поносит имя Божье. Все израильтяне в страхе. Приходит Давид, видит всё это и с удивлением говорит: «И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьёт этого филистимлянина и снимет поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?» (1Цар. 17:26). Заметьте, все израильтяне, которые стояли там станом против филистимлян, они все были верующие. Они знали закон, они приносили жертвы, ещё были очень умными, потому что братья сказали Давиду: «А зачем ты сюда пришёл?» Хотя его отец послал. Но у них не было одного: страх Божий не определял их отношение к филистимлянам и Голиафу, его они боялись больше, чем Бога. У Давида другая конструкция. Он приходит, видит нечестивого человека. Ему не так важно, какого он роста, сколько у него силы. Он видит другой факт – этот человек поносит воинство живого Бога. Не сносить ему головы! У Давида это как дважды два. Вот что значит «я боюсь Бога», как Иосиф говорил. Это значит измерять ситуацию страхом Божьим. Измерять ситуацию исходя из того, кто здесь прав и сильнее на самом деле. Давид жил в совершенно в другом измерении. Вот что значит жить в страхе Божьем. «В страхе перед Господом надежда твёрдая» (Пр. 14:26). В этой надежде нуждается каждый из нас. Чем больше у нас будет страха Божьего, тем больше мы будем надеяться на Него, тем более гармонично мы будем жить с Ним. Исаия говорит: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим. Черепок из черепков земных, скажет ли глина горшечнику: что ты делаешь? И твоё дело скажет ли о тебе: у него нет рук. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвёл меня на свет», а матери: «зачем ты родила меня?» (Ис. 45:9). Смотрите, горе тому, кто препирается с Создателем. Бог определяет реальность, и тот человек, который живёт в конфликте с этой реальностью, ему будет горе. Он никогда не сможет гармонично жить. Он никогда не сможет правильно оценивать реальность, и он не сможет правильно принимать решения. Именно в этой линии водораздела проходит главное различие между настоящими верующими и ненастоящими. Когда речь идёт о страхе Божьем, речь идёт о системе координат в жизни человека, которая либо приведёт его к гармонии с Богом, либо поставит его в постоянный конфликт. Об этом мы и читали: «В страхе перед Господом надежда твёрдая», а тот, «кто препирается с Создателем», горе тому будет, всего два варианта. Человек, предъявляющий претензии к Богу, живёт в конфликте с реальностью. Этот конфликт глуп и бесполезен, и он принесёт только горе. Имеющие страх Божий, в отличие от этих препирающихся, когда попадают в трудности, они просят Божьей милости, вместо того, чтобы что-то требовать от Него.

2) Итак, это было первое: страх Божий приводит нас в состояние правильного отношения к Богу. Это начало мудрости. Второе: страх Божий формирует у нас правильное отношение к действительности. Боящиеся Бога видят окружающую нас действительность так, как видит её Бог. У других людей это видение совсем другое. Я приведу пример. Бывает, наши дети говорят нам, что они не будут поступать так, как мы им говорим. Мы спрашиваем их: «почему?» И они отвечают: «А потому что Федька и Васька так не делают». Это такая ситуация, когда друзья наших детей имеют больший для них вес, чем мы. Это конфликт интерпретаций. Согласно своей интерпретации вы предлагаете, к примеру, одеть какую-то вещь своему отроку. Вы думаете, что так хорошо будет. А ваш сын или дочь отказывается её надевать из-за того, что их друзья в школе не носят такие вещи. Ещё серьёзнее ситуация, когда ваш отрок пошёл уже в университет, и он приходит со своего класса по философии или социологии и он начинает подвергать сомнению ваши взгляды относительно того, кто и для чего здесь в мире. Люди интерпретируют жизнь по-разному. И только боящиеся Бога признают Божий авторитет в интерпретации действительности. Они берут Божье объяснение реальности. Вот почему страх Божий – начало мудрости. Псалмопевец говорит: «Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 109:10). Апостол Павел подтверждает этот же факт в Новом Завете: « Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:21,22). Здесь речь не идёт об умственном расстройстве. Речь не идёт о том, что эти люди сошли с ума. У этих людей поменялась только основа, на которой строятся их знания. Они стали видеть всё через неправильную систему ценностей. Они не хотели согласиться с тем, что Бог определяет истинные ценности жизни. Они не могут примириться с мыслью, что они должны жить для Него, а не для себя. Это умные люди, но они все свои умственные способности направляют на саморазрушение. Посмотрите, кто сегодня представляет наиболее развращённую часть общества? Известные люди – актёры, журналисты, телеведущие, специалисты в разных сферах. Причём это ведущие специалисты в высокотехнологичных сферах, Apple например. Они проводят периодически гей-парады, но при этом создают всякие крутые гаджеты, девайсы. Они очень умные. Проблема заключается не в их интеллекте, не в их знаниях, а в позиции, на которой это всё стоит. Вот почему они не понимают, что они разрушают себя, общество, страны, цивилизацию вообще. По одной простой причине – страха Божьего нет у них. Вот что означают слова «Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».

Давайте ещё раз обратимся к словам Иосифа и прочитаем остальные его слова: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:19,20). Представьте себя на месте Иосифа. Вас коварно предали, вас продали и без всякого сожаления думали, что вы уже мертвы где-то. Отца подвергли тяжелейшим переживаниям. И вот эти люди подходят и даже сейчас врут. Чувствует нутром Иосиф, что врут. Здесь может быть несколько реакций. Одна реакция – саможалость. Иосиф мог бы ответить: «А вы не думали, как я чувствовал себя во рву? А вы не думали, как я чувствовал себя, когда я связанный уходил с караваном, и я смотрел на вас, туда, где остался мой дом и отец? И впереди меня была мрачная, полная безнадёжность». Иосиф мог бы впасть в саможалость. Он также мог бы встать в позицию судьи и сказать: «Вы поступили жестоко, вы отца до гроба довели». У Иосифа были разные варианты, как интерпретировать эту реальность. Посмотрите, как он её интерпретирует, он не приукрашивает её: «вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро». Вот эта фраза «но Бог» должна присутствовать в каждой жизненной ситуации, которую мы интерпретируем для себя. Как только ваша интерпретация будет без этой фразы «но Бог», ваша реакция будет греховной, как у неверующего человека. Иосиф правильно интерпретирует эту ситуацию, потому что он смотрит на неё сквозь призму страха Божьего. Страх Божий позволяет избежать паники при самых опасных обстоятельствах: Бог контролирует всё. Страх Божий позволяет нам правильно относиться даже к тем людям, которые по отношению к нам плохо себя ведут.

3) Ещё одна характеристика страха Божьего – это правильное отношение ко греху. Моисей говорил своему народу об этом: «Вам нужно бояться Бога, чтобы не грешить». Причина, по которой грех всё больше разрушает мир и проникает даже в христианскую среду, заключается в том, что мы живём в век, в котором всё меньше и меньше страха Божьего у людей. Поэтому люди легко грешат. Их главной целью становится самовыражение, реализация своего потенциала, удовлетворение своих желаний. Чем меньше у человека страха Божьего, тем меньше его сопротивляемость ко греху.

Екклесиаст в конце своих поисков говорит, что в страхе Божьем сущность жизни человека: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» и дальше причина этого: «ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13,14). Страх Божий помогает человеку бояться греха больше, чем чего-либо в жизни, ведь человек ясно понимает, что грех – это конфликт с Создателем. Однажды Иосиф попал в сильнейшее искушение. Именно страх Божий позволил ему победить в этом искушении. Жена Потифара решила, что Иосиф должен стать её любовником. У Иосифа было огромное количество объяснений, чтобы уступить ей. Он мог бы подумать: «Ну как Бог допустил, чтобы меня братья родные продали?» Или же, как некоторые сегодня объясняют: «Это Бог даёт мне возможность, чтобы вступить с ней в связь, чтобы ещё больше контролировать весь этот дом». Сегодняшние интерпретаторы что угодно объяснят вам. Слушайте, что Иосиф говорит: «Но он отказался и сказал жене господина своего: господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме этом; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:8,9). Вот критерий, по которому оценивал жизнь этот человек. Иосиф ясно понимал, что он не может вступить в конфликт с Богом. Он жил всегда в осознании Божьего присутствия. Именно это осознание делает людей героями веры.

Посмотрите на Седраха, Мисаха и Авденаго. Они имеют силу сказать царю: «Бог наш, которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да известно будет тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17,18). Страх Божий вытесняет боязнь людей. И когда мы попадаем в какую-нибудь форму боязни людей, это всегда связано с недостатком страха Божьего. Помните, что отвечали Пётр и Иоанн синедриону, запретившему им проповедовать? «Но Пётр и Иоанн сказали им: судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, чем Бога?» (Деян. 4:19). Вот это страх Божий, который освобождает от боязни людей.

Б. Итак, это первое: страх Божий делает нас мудрыми. Второе – страх Божий приносит благо. Человек живёт в гармонии с Богом, которую он получает через Иисуса Христа, которого он, в свою очередь, обретает, признавая, что Бог велик и страшен, а я грешен; и только Иисус Христос может решить эту проблему, только Он может снять с меня грехи, только Он может дать мне Свою праведность, только Он может сделать меня дитём Божьим. Далее, этот человек, имея гармоничные отношения с Богом, естественно может достигать благих результатов в своей жизни. «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них» (Иер. 31:38,39). В результате спасительной жертвы Иисуса Христа Бог делает нас Его народом, Его детьми. Для чего? Чтобы боялись Его. Псалмопевец говорит, что Бог приготовил особые блага для Своих детей: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими» (Пс. 30:20). «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:8-10). Соломон, размышляя о жизни, пришёл к выводу, что страх Господень наполняет её смыслом, позволяя избежать смерти: «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14:27). В другом месте он прямо говорит, что страх Господень прибавляет дней жизни: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10:27). Одна из причин, почему это происходит, в том, что страх Господень отводит людей от зла: «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Пр. 16:6). Страх Божий – это основа благословенной и стабильной семьи. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его, род правых благословится» (Пс. 111:1,2). Страх Божий так же определяет эффективность женщины как жены: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Пр. 31:30). Мы говорили о муже, который должен быть благословением семьи, вот здесь сказано о жене.

Хотелось бы ещё коснуться новозаветней церкви. Её развитие в огромной степени характеризовалось этой фразой: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; при утешении от Святого Духа умножались» (Деян. 9:31). Как вы видите, страх Божий обязательно формирует отношения людей с Богом. Через Христа и Евангелие человек обретает этот страх. И наоборот, у незнающих Бога вы не найдёте страха Божьего: «Уста их полны злословия и горечи, ноги их быстры на пролитие крови, разрушения и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:14-18). Это главная проблема этих людей. Всё остальное вытекает отсюда. Все разновидности греха исходят из главной точки – нет страха Божьего пред глазами их. Поэтому страх Божий – обязательная характеристика истинного христианина.

При этом это качество не сразу в полной мере приходит в жизнь человека, ему нужно учиться. Очень хороший пример возрастания в страхе Божьем мы находим в книге Иова. Вы помните, в начале книги Сам Бог свидетельствует об Иове как о богобоязненном человеке. Смотрите: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8). Заметьте, это Бог характеризует Иова как богобоязненного человека. Вы помните эту борьбу, через которую проходил Иов, когда обрушилась на его жизнь вся эта лавина испытаний? Помните, когда уже совсем невыносимо стало, жена ему говорит: «прокляни Бога и умри», то есть: «сдайся, не терпи больше». И вот здесь страх Божий проявляется, когда Иов говорит: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». Ему было совсем нелегко, его мучают неразрешимые вопросы, помимо физической боли. Но в результате всех этих переживаний Иов стал ещё больше бояться Бога. Слушайте, что он говорит уже в конце книги: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий провидение, ничего не разумея? Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе краем уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:1-6). Здесь мы видим, что Иов был богобоязненным, но теперь он ещё больше вырос, взлетел в своей богобоязненности. Бог каждому из нас даёт обстоятельства, уроки жизни. Всё это мы должны использовать, чтобы расти в страхе Божьем. Собратья, каждую ситуацию измеряйте в системе координат Божьего страха. Бог – это тот, кто точно знает, для чего Он что-то допускает, даже тогда, когда мы этого не понимаем. Кстати, Бог так и не объяснил Иову, почему произошли эти несчастья. Нигде не сказано, что Бог сказал Иову что-то наподобие этого: «Ну подожди, немножко потерпи. Понимаешь, пришёл дьявол, сказал такую ерунду; и вот Мне пришлось допустить такие обстоятельства». Богу не нужно это объяснять, потому что Бог достигает Своей цели относительно самого Иова и тех, кто окружал его в том, чтобы в большей степени научить их страху Божьему. Это главный вопрос нашей жизни. Во-первых, человек должен обрести страх Божий через Иисуса Христа, во-вторых, человек должен возрастать в нём. Это наша с вами основная задача, друзья.

 






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.