Здавалка
Главная | Обратная связь

Структуры повседневности. Эмоциональная жизнь.

Структуры повседневности. Материальная жизнь.

Взгляд со стороны. “Как это было?”. Граница возможного и невозможного в сфере материальной культуры. Что было обычным, само собой разумеющимся для человека изучаемого времени.

  • Природные условия, климат. Численность населения.Продолжительность жизни, причины смерти. Войны, голод, эпидемии, насильственная смерть, самоубийства. Болезни и здоровье. Медицина. Детская смертность.
  • Традиции питания.Пища и напитки. Основные продукты, структура питания. Повседневная пища. Праздничный стол. Ритуальная пища. Сервировка стола. Манеры.
  • Жилище.Строительные материалы. Жилище в городе и в деревне. Планировка помещений. Система отопления.
  • Интерьеры.Мебель. Изготовление мебели. Представление об удобстве. Вещи. Назначение вещей. Где приобретают разные вещи. Бытовая техника.
  • Средства гигиены и уход за телом.
  • Костюм и мода.Повседневная одежда. Праздничная одежда. Другие типы одежды. Ткани. Эволюция кроя и техники пошива. Где приобретают одежду. Мода. Механизм распространения моды.
  • Среда обитания.Город / сельская местность. Городская среда. Планировка и застройка города. Мощение и освещение улиц. Витрины, реклама. Городской транспорт. Общественные здания.
  • Деньги и документы.
  • Пути и средства сообщения.Дороги. Транспорт. Скорость передвижений. Дальность поездок. Выезд за границу.
  • Техника.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм 15 — 18 вв.: В 3 т. М., 1986 — 1992. Т. 1: Структуры повседневности. М., 1986. Гл.3. Излишнее и обычное. Пища и напитки.

Структуры повседневности. Эмоциональная жизнь.

Взгляд изнутри. “Как это воспринимали люди?” Реалии повседневной материальной жизни, выделенные в связи с изучением подхода Броделя, переосмысливаются с учетом их значимости — ценностной, этической, эстетической и эмоциональной. Какие эмоции, переживания были обычными для человека изучаемого времени.

  • Шкала ценностей.Что обладало наивысшей ценностью. Как эти ценности отражены в тексте — говорит об этом автор или умалчивает. В каких формах жизненного уклада (ритуалы, праздники, зрелища, жилище, костюм, вещи) и мышления являет себя данная шкала ценностей.
    Представления о добре и зле.Какие мысли, чувства, слова, поступки расцениваются как этические, какие лишены этого статуса. Эстетические представления.Что входит в сферу эстетического. Каковы критерии “прекрасного”, “уродливого”.
  • Эмоции и переживания.Какие эмоции упоминаются в тексте. Что вызывает эти эмоции. Формы проявления эмоциональности. Ритуальное проявление эмоций. Что было наиболее ярким впечатлением?
  • Цвет.Какие цвета упоминаются, если упоминаются, в тексте. Приписывается ли им какое-то особое значение.
  • Звук.Какие звуки упоминаются в тексте. Каково происхождение звуков (природные, человеческий голос, техногенные). Какие звуки привычны, какие необычны. Какие звуки наделяются особым значением (благовест, набат, бой часов). Какова роль тех или иных звуков в жизни людей.

 

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995. Гл. 1. Яркость и острота жизни. С. 19 — 41.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.