Здавалка
Главная | Обратная связь

Тесты КРОК. Занятие № 2

ЗАНЯТИЕ 3.

Дата___________

ТЕМА: Физиология нервных волокон. Исследование проведения возбуждения по нервным волокнам и через нервно-мышечный синапс. Физиологические свойства мышц. Изучение механизма мышечного сокращения.

ЦЕЛЬ: Изучить механизмы распространения возбуждения по нервным волокнам и механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, научиться рассчитывать скорость распространения возбуждения по нерву. Изучить физиологические свойства мышц, особенности их функций. Овладеть методом динамометрии, ознакомиться с электромиографией.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

  1. Строение нервного волокна и нервно-мышечного синапса.
  2. Биохимические свойства ацетилхолина.
  3. Сравнительная характеристика проницаемости мембраны для ионов.
  4. Гистологическое строение скелетных и гладких мышц.
  5. Физиологическое значение структурных элементов мышц.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ__________

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

  1. Функциональная структура и свойства нервных волокон.
  2. Механизм и скорость проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.
  3. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
  4. Классификация нервных волокон в зависимости от функции, диаметра, скорости проведения возбуждения.
  5. Понятие о синапсах. Строение нервно-мышечного синапса.
  6. Механизм передачи возбуждения через нервно-мышечный синапс.
  7. Механизм восстановления активности холинорецепторов. Роль холинэстеразы.
  8. Физиологические механизмы нарушения нервно-мышечной передачи. Применение этих механизмов в клинике.
  9. Структурная организация и физиологические свойства скелетной мышцы (возбудимость, проводимость, сократимость).
  10. Механизм мышечного сокращения и расслабления. Особенности цикла возбуждения и сокращения, роль кальция.
  11. Химизм и энергетика мышечного сокращения (пути реактивации АТФ, понятие о кислородной задолженности).
  12. Виды сокращения мышц. Одиночное сокращение мышцы, его фазы.
  13. Тетаническое сокращение, его природа, виды тетануса.
  14. Режимы мышечных сокращений (изометрический, изотонический и др.)
  15. Сила мышц (понятие максимальной и абсолютной силы мышцы, методика определения силы сокращения, динамометрия у человека).
  16. Работа мышц. Зависимость работы от величины нагрузки. Закон средних нагрузок. КПД.
  17. Функциональная организация гладких мышц, их свойства и особенности.
  18. Утомление мышц, механизм его развития.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Определение скорости проведения возбуждения по нерву.

Ход работы:На левом рисунке нижний луч осциллографа регистрирует раздражающий электрический стимул, верхний луч - потенциал действия нерва. Расстояние между раздражающими и отводящими электродами равно 35 мм. На правом рисунке – калибровочный сигнал (1 мВ, 2,5 мс).

Результат:

Рис.1 Регистрация ПД нерва

  1. Пользуясь калибровочным сигналом, определите интервал времени между нанесением раздражения и возникновением потенциала действия.

 

 

Вывод:

 

  1. Вычислите скорость распространения возбуждения по нерву.

Вывод:

 

ЗАДАНИЕ 2. Исследование влияния силы раздражения на амплитуду потенциала действия нерва.

Ход работы:На рисунке 2 – потенциалы действия нерва при разной силе раздражения. Сила раздражения (слева направо): 1 порог, 1,5 порога, 3 порога, 5 порогов.

 

Результат:

Рис. 2 Регистрация потенциалов действия нерва при разной силе раздражений

1. Представьте на графике зависимость между силой раздражения и амплитудой потенциала действия.

 

 

2. Объясните, почему амплитуда потенциала действия нерва изменяется при увеличении силы раздражения.

 

 

3. Укажите, как влияло бы повышение силы раздражения на амплитуду потенциала действия одиночного нервного волокна.

Вывод:

ЗАДАНИЕ 3. Определение силы мышц с помощью ручного динамометра.

Ход работы:Перед началом исследования необходимо установить стрелку ручного динамометра на «0». Исследуемый находится в положении «стоя». Отводит руку с динамометром в сторону под прямым углом по отношению к телу. Потом сжимает с максимальной силой пружину динамометра и одновременно приводит руку к телу. Измерения силы сгибателей кисти производятся на обеих руках.

Результат:

Полученные данные каждый студент вносит в общую таблицу, затем определяет среднюю величину силы мышц у спортсменов и неспортсменов, сравнивая с нормой.

 

ФИО пол Спортсмен Сила сгибателей кисти
правой левой
  М Спорт.      
  М Спорт.      
  М Спорт.      
  М Не спорт.      
  М Не спорт.      
  М Не спорт.      
  Ж Спорт.      
  Ж Спорт.      
  Ж Спорт.      
  Ж Не спорт.      
  Ж Не спорт.      
  Ж Не спорт.      

 

Вывод:

ЗАДАНИЕ 4. Регистрация электромиограммы у человека.

Ход работы:Кожу предплечья испытуемого обрабатывают спиртом. Укрепляют на ней наложенные поверхностные электроды, на предплечье второй руки – электроды для заземления. Миограмму регистрируют с помощью осциллографа в покое и при физической нагрузке. Испытуемый производит сгибание пальцев руки, регистрируются биопотенциалы.

Результат:Зарисовать миограмму. Сравнить ее по частотно-амплитудному показателю ПД в состоянии покоя и при физической нагрузке.

Вывод:

 

ЗАДАНИЕ 5. Решение ситуационных задач.

  1. Как и почему изменится скорость проведения нервных импульсов при увеличении проницаемости мембраны нервного волокна для К+?

 

  1. Нервное волокно разделяется на две веточки, одна из которых имеет больший диаметр. По какой веточке будет распространяться ПД, который подошел к точке разветвления волокна?

 

  1. Какой из законов проведения возбуждения может нарушиться, если значительно уменьшится сопротивление нервных волокон, входящих в состав того же нерва?

 

  1. Рассчитать, с какой минимальной частотой следует раздражать мышцу, чтобы получить: а) зубчатый тетанус; б) гладкий тетанус. Длительность периода укорочения этой мышцы при одиночном сокращении 0,04 с, а период расслабления – 0,03 с (латентным периодом можно пренебречь).

 

  1. Одинакова ли будет длительность латентного периода одиночных сокращений мышцы, когда она поднимает груз разной величины?

 

  1. Длительность периода укорочения мышцы при одиночном сокращении 0,04 с, а в период расслабления – 0,05 с. Определить вид сокращения этой мышцы при частоте раздражения 5 имп./с.

 

  1. Объяснить, почему амплитуда тетанических сокращений превышает амплитуду одиночных сокращений мышцы.

 

  1. Объяснить, почему амплитуда одиночного сокращения нарастает медленнее, чем концентрация Са2+.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ________

Тесты КРОК. Занятие № 2

1. В эксперименте необходимо оценить уровень возбудимости ткани. Для этого целесообразно определить:

А. Амплитуду ПД.

B. Потенциал покоя.

C. Критический уровень деполяризации.

D. Порог деполяризации.

E. Продолжительность ПД.

 

2. В эксперименте на постсинаптическую мембрану нейрона подействовало веществом, которое вызвалo ее гиперполяризацию. Проницаемость для каких ионов на постсинаптической мембране увеличилась в данной ситуации?

A. Магния

B. Натрия

C. Кальция

D. Калия

E. Марганца

 

3. Вследствие блокады ионных каналов мембраны клетки ее потенциал покоя уменьшился с -90 до -70 мВ. Какие каналы заблокированы?

A. Натриевые

B. Кальциевые

C. Магниевые

D. Хлорные

E. Калиевые

 

4. Толщина клеточной мембраны увеличилась в несколько раз, что привело к увеличению

электрического сопротивления мембраны. Как изменится возбудимость клетки?

A. Не изменится

B. Уменьшится

C. Увеличится

D. Увеличится, а затем уменьшится

E. Временно увеличится

 

5. Применяемые в физиотерапии тока сверхвысокое частоты (СВЧ) не вызывают возбуждения, а оказывают только тепловой эффект на ткани. Как можно объяснить это явление?

A. Интенсивность стимула меньше порога

B. Длительность стимула меньше порога

C. Стимул попадает в фазу абсолютной рефрактерности

D. Стимул поступает в фазу относительной рефрактерности

E. Развивается аккомодация

 

6. На ткань действуют электрическим импульсом катодного направления, амплитуда которого равна 70% порога. Какие изменения мембранного потенциала это вызовет?

A. Частичная деполяризация

B. Гиперполяризацию

C. Потенциал действия

D. Перемен не будет

E. Нет правильного ответа

 

7. В эксперименте возбудимую клетку внесли в солевой раствор, не содержащий ионов натрия. Как это скажется на развитии процесса возбуждения?

A. Амплитуда потенциала действия уменьшается

B. Амплитуда потенциала действия увеличивается

C. Продолжительность потенциала действия увеличивается

D. Потенциал действия не возникает

E. Продолжительность потенциала действия уменьшается

 

8. Необходимо у больного оценить уровень возбудимости нерва. Для этого целесообразно определить для нерва величину:

A. Пороговой силы раздражителя

B. Потенциала покоя

C. Критического уровня деполяризации

D. Амплитуды потенциала действия

E. Длительности потенциала действия

 

9. В возбудимой клетке полностью заблокировали процессы энергообразования. Вследствие этого мембранный потенциал покоя:

A. Незначительно уменьшится

B. Существенно уменьшится

C. Исчезнет

D. Незначительно увеличится

E. Существенно увеличится

 

10. Проводят исследование на изолированной возбудимой клетке. Установлено, что порог силы раздражения клетки существенно уменьшился. Что из указанного может быть причиной этого?

A. Активация натриевых каналов мембраны

B. Инактивация натриевых каналов мембраны

C. Инактивация кальциевых каналов мембраны

D. Активация калиевых каналов мембраны

E. Блокада энергообразования в клетке

 

11. Вследствие активации ионных каналов во внешней мембране возбужденной клетки сильно увеличился ее потенциал покоя. Какие каналы были активированы.

A. Натриевые

B. Быстрые кальциевые

C. Калиевые

D. Медленные кальциевые

E. Натриевые и кальциевые

 

12. В эксперименте увеличили проницаемость мембраны возбудимой клетки для ионов калия. Какие изменения электрического состояния мембраны при этом возникнут?

A. Локальный ответ

B. Деполяризация

C. Потенциал действия

D. Гиперполяризация

E. Изменений не произойдет

 

13. У возбужденной клетки заблокировали ионные каналы. В результате со временем клетка утратила потенциал покоя. Какие каналы заблокировали?

A. Калиевые и натриевые

B. Натриевые

C. Калиевые

D. Хлорные

E. Кальциевые

 

14. В возбудимой клетке заблокировали ионные каналы. Это существенно не изменило потенциал покоя, но клетка потеряла способность к генерации ПД. Какие каналы заблокированы?

A. Калиевые

B. Натриевые и калиевые

C. Натриевые

D. Кальциевые

E. Хлорные

 

15. Вследствие блокады ионных каналов мембраны клетки ее потенциал покоя уменьшился с -90 мВ до -70 мВ. Какие каналы заблокированы?

A. Натриевые

B. Магниевые

C. Кальциевые

D. Хлорные

E. Калиевые

 

16. В тело мотонейрона спинного мозга введен микроэлектрод для регистрации потенциалов. Раздражение передних корешков спинного мозга приводит к генерации ПД в этом мотонейроне. Как можно объяснить это явление?

A. Распространением возбуждения по рефлекторной дуге

B. Спонтанным возникновением возбуждения

C. Двусторонним проведением возбуждения в аксоне

D. Явлением доминанты

E. Суммацией возбуждения в ЦНС

 

Ответы

 

D B C C
D A A C
E D C E
B A D C

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.